ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Научная психология претерпела значительные изменения с момента основания гуманистического движения как «Третьей силы». Теперь, когда это движение потеряло былую силу и сплоченность — отчасти из-за своих «порочных» связей с контркультурой, а отчасти в ответ на изменившуюся ситуацию в психологии, — возможно, наступило время задаться вопросом: какие особые сферы внимания продолжают оставаться многообещающими с точки зрения Г. п.

Во-первых, Г. п. берет на себя особое обязательство — всегда быть «обращенной окнами» на актуальный челов. опыт. По мере того как психотер. становится все более технологичной, а новая когн. психол. занимается построением блок-схем обработки информ., сохраняется потребность в более пристальном внимании к челов. опыту при проведении психол. исслед.

Во-вторых, попытка понять рефлексивные аспекты личности конкретного человека представляет собой серьезный вызов. Если рефлексивность личности действительно предполагает, что личность, по существу конституируется под влиянием символически-культурального содержания истолкований чел. самого себя, то нашим теориям личности придется уделять более серьезное внимание ист. и культурному контексту, при условии, что они будут претендовать на статус подлинно научных теорий.

Два развивающихся направления в психол. исслед. могут с наибольшей вероятностью унаследовать мантию Г. п. в духе гуманистической науки, к-рый характеризовал поколение ее основателей. Одно связано с возрождением холистического подхода в исслед. личности. Другое — междисциплинарное (в к-ром психология занимает центральное место) — известно под названием «развитие человека на протяжении всей жизни» (life-span human development). Развивая это направление, сторонники «перспективы времени жизни» целенаправленно изучали диалектическое взаимодействие между челов. жизнями в их соц. контексте и ист. изменении. Изучение развития чел. в перспективе жизненного пути тж поставило под вопрос ранние допущения о постоянстве психол. особенностей и детерминирующем влиянии раннего детского опыта.

См. также Бихевиоризм, Экзистенциализм, Религия и психология

М. Б. Смит

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Реальность нашего времени
Гуманистическая психология
ДРУГИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (HUMANISTIC PSYCHOLOGY)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СОЗДАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 2. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В недрах рефлексивно-гуманистической психологии
СЕКУЛЯРНЫЙ ГУМАНИЗМ: ПРЕНЕБРЕГАЕМАЯ ВЕРСИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
АМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (AMERICAN ASSOCIATION OF HUMANISTIC PSYCHOLOGY)
Н. С. Явленская ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ СЕМЕЙНЫХ ПСИХОЛОГОВ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПАРАДИГМАЛЬ-НАЯ ОСНОВА ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
ЧТО ОТРАЖАЕТ ЭКСПРЕССИЮ НАШЕГО ЛИЦА
СООТНОШЕНИЕ «ВРЕМЕНИ» И «ПРОСТРАНСТВА» В ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ
К вопросу об изучении категории времени в психологии
Добавить комментарий