ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проблема смысложизненного кризиса в развитии личности заставляет психологию перешагнуть границы субъективного мира и выйти в жизненный мир человека, обратившись к анализу неотъемлемых факторов человеческого существования. В этой онтологической перспективе обнаруживается, что, в отличие от других существ, для человека жизнь представляет особую проблему, а специфические атрибуты человеческой психики — сознание и личность — служат «психологическими орудиями» для ее решения. В этом предназначение и всех психических новообразований, складывающихся по ходу жизни в индивидуальном сознании и в структуре личности — смысла жизни, субъективной картины жизненного пути и других, при наличии которых мы единственно и можем охарактеризовать человека как сознательную личность. Кардинальные различия сознания и личности у разных людей связаны с различными способами отношения к проблеме собственной жизни. Можно сказать, что человек лишь настолько и является сознательной личностью, насколько он проблематизирует собственную жизнь и справляется с решением этой проблемы. Здесь же следует искать истоки самых глубинных и специфических для человека психологических проблем и кризисов, в том числе и кризиса смысла жизни.

С предельно общих позиций можно утверждать, что возможны два принципиальных способа отношения человека к проблеме собственной жизни, которые обусловливают уровень развития его сознания и личности. Один способ — это отношение к своей жизни как к вялотекущему, самопроизвольному процессу с летальным исходом в конце. При таком отношении сознание атрофируется, а личность деградирует, как всякая функция, которая не используется и не упражняется. Этот общий процесс увядания проявляется множеством личностных кризисов и нарушений, в ряду которых стоит и смысложизненный кризис.

Совершенно другой способ — это отношение к жизни как предмету осознания, осмысления и практического преобразования, при котором человек оказывается не объектом, а субъектом жизни. Проблему собственной жизни человек переформулирует в конкретную задачу, в процессе решения которой его развитие в качестве сознательной деятельной личности поднимается до высот и достигает оптимума. И хотя этот способ не обещает полной неуязвимости для психологических кризисов и проблем, в нем все же заключена огромная привилегия человека, который способен отнестись к своей жизни как к особой задаче, которую нужно решить, причем в жестко лимитированные сроки. Порой сама жизнь, а не человек, ставит эту задачу, контролирует ход ее выполнения и отсчитывает отпущенное время.

Смысл жизни в этой задаче выступает как искомое, которое не только обеспечивает человека общим принципом построения индивидуальной жизни, но и снимает с него давление времени. Последнее особо важно, ведь часто временная ограниченность жизни делает саму задачу жизнестроительства бессмысленной и бесперспективной в глазах человека. Смысложизненный кризис в развитии личности — это психологическая плата за уклонение от данной задачи либо недобросовестное ее решение. Кризис возникает не потому, что смерть роковым образом разрушает любой найденный смысл, а оттого, что человек не пытался или не сумел найти смысл, который бы разрушил и «пережил» смерть. Даже когда отведенное на решение время близится к концу, задача не теряет своего значения и, по сути, сводится к отысканию такого смысла, ради которого стоит жить и не страшно умереть.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение
ИСТОЧНИКИ НЕТОЧНОСТЕЙ ПРИ НАПИСАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Добавить комментарий