ЗАЩИТА САМООТНОШЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Защита отношения личности к себе теснейшим образом соприкасается с процессами ее изменения. Психологическая помощь традиционно в качестве стратегической цели предполагает восстановление утраченного чувства личностной ценности, отказ от закрытых, защитных стратегий «Я». Последние процессы, по мнению большинства представителей различных направлений в психотерапии и психоконсультирования, затрудняют утверждение человеком своей индивидуальности через конструктивное социальное поведение. Преодоление защиты самоотношения традиционно рассматривается как способствующее прогрессивному развитию личности, его гармонизации на основе новообразовавшихся смыслов «Я». Вместе с тем, необходимо отметить, что препятствуя самоизменению, самореализации личности, защита самоотношения одновременно «оберегает» ее от деструктивных тенденций саморазрушения, потери самоидентичности.

В психологической литературе самоотношению традиционно приписываются две прямо противоположные функции: функция адекватного выражения смысла «Я» и эго-защитная функция, которая направлена на поддержание самоуважения и стабильного образа «Я», даже ценой искажения восприятия себя и других ; функция порождения новых смыслов «Я» , получение адекватной информации о себе и одновременно с этим — защитная функция или функция консервации, поддержания стабильности «образа Я», оберегающая субъекта от неприятных переживаний по поводу возможного понижения общего уровня субъектности. Если многие исследователи вкладывают в понятие «самоотношение» достаточно сходное содержание, в чем не приходится сомневаться, то получается, что психическая природа самоотношения инициирует два противоположных процесса: переосмысление «Я» и его консервацию. При этом преобладание защитной функции самоотношения указывает на снижение регулятивной способности личности.

Как изменению самоотношения, так и уходу в защитные формы его консервации сопутствуют одни и те же состояния личности, связанные с ее негативными или конфликтными переживаниями, сигнализирующими об угрозе целостности «Я», самотождественности. Неудовлетворенность собой может выступать источником, побудительной силой самосовершенствования. Вместе с тем, она же может способствовать формированию эмоциональных барьеров, которые блокируют восприятие внешних воздействий, ведут к искажению и игнорированию опыта. Чувство вины, с одной стороны, требует изменения в себе тех качеств (робость, ленность, беспомощность…), которые являются преградой самореализации, что является первым шагом к самоизменению, с другой — выступает основанием защитного приписывания внешнего локуса причин неэффективности «Я».

Начиная с работ У.Джемса, основным источником как развития, так и консервации «Я» традиционно рассматривается неудовлетворенность человека результатами собственной деятельности или общения [24; 63]. Переживание неудачи чаще всего активизирует усилия человека по достижению поставленных перед собой целей, реализации жизненно важных ценностей, является одним из важнейших источников самосовершенствования. Вместе с тем, возможны случаи, когда неудачи в деятельности или общении перерастают в устойчивое чувства самоуничижения, которое преследует человека во всех его жизненных начинаниях. При умножении неудач это чувство, как правило, усугубляется, перерастает в комплекс неполноценности и пронизывает отношение человека к себе в целом как личности. Человек фиксируется на болезненных для себя эмоциональных переживаниях реальных, а чаще всего вымышленных недостатках: физической слабости, неприятной внешности, недостатке образования, тугодумности и т. д.

Показательным является тот факт, что долгое время в клинической психологии значительная дистанция между реальным и идеальным «Я» интерпретировалась как показатель понижения самоуважения, как тревожный симптом, признак дезадаптации личности (К.Роджерс, К.Хорни). Вместе с тем, ряд исследований позволили выявить, что между реальным и идеальным «Я» существуют более сложные отношения [102; 105; 106]. Данное расхождение чаще всего отражает нормальный процесс развития личности, причем у более творческих, интеллектуально и морально развитых людей оно значительно больше, чем у остальных. Множественность и неоднозначность «Я» является необходимым условием становления личности. Чем выше уровень требований, предъявляемых личностью к себе, тем острее ее неудовлетворенность собой, которая, однако, отражает не пониженное самоуважение и уровень притязаний, а повышенную потребность в самоосуществлении [35; 50].

Между переживанием негативных эмоций к себе как фактором развития и консервацией «Я» имеется фундаментальная разница.

Пониженное самоуважение невротика — это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности — стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей. Отсюда вытекает ключевая проблема в изучении защиты самоотношения — выявление тех факторов, которые способствуют преодолению, чаще всего неосознаваемого, доминирующего стремления человека к защите наличных установок в адрес «Я», определяют выбор им пути конструктивного самоизменения.

В психологии выявлено значительное количество таких факторов, однако отсутствует объединяющая их общепринятая теоретическая модель. Так, в проблемной, конфликтной для себя ситуации позитивное отношение к себе сохраняют, как правило, те люди, которые помимо ожидаемого внешнего вознаграждения, способны создать внутренние стимулы в отношении результатов совершаемой деятельности. К.Роджерс отмечает, что базовым условием проявления гибкости личности в оценке себя как субъекта межличностных отношений является его безусловное принятие себя как личности. Именно безусловное принятие себя является основой полноценно функционирующей личности, ее открытости внутренним переживаниям. Оно обеспечивает возможность восприятия человеком себя и других без искажений и отрицаний, взаимодействия с другими без защит, в то время как условное принятие себя обусловливает неустойчивость самоотношения, его зависимость от оценок других людей. Именно условность самовосприятия способствует активизации механизмов защиты «Я». С.Ю.Степанов указывает на рефлексивную культуру личности как условие ее саморазвития. Можно предположить, что предпочтение личностью защиты «Я» обусловлено характером взаимосвязи между когнитивным и аффективным компонентами самосознания [60; 91].

Достаточно детально изучен такой фактор опосредования «беззащитного» функционирования личности как ее когнитивный стиль. Одной из важнейших характеристик этого стиля является когнитивная дифференцированность: способность отвлечения от интерферирующих, в частности, эмоционально — значимых признаков; широта и адекватность признаков, выделяемых при самовосприятии объекта; степень аффективно-когнитивной расчлененности. Установлено, что высокий уровень когнитивной диффе- ренцированности «Я-концепции» является одним из важнейших условий блокирования механизмов защиты самоотношения. Так, для больных неврозом с низким уровнем когнитивной диф- ференцированности характерен достаточно широкий репертуар защиты самоотношения: усиление воспринимаемого несходства «Я» с «не-Я» вплоть до поляризации «Я» и «не-Я»; аутоинфанти- лизация и аутоинвалидация; сверхидеализация или дискредитация «не-Я»; прямое приписывание «Я» позитивных качеств; превращение недостатков в добродетель; самоутверждение с помощью опоры на рациональную, жестко регламентированную программу жизни и здравый смысл, образование слепых пятен в самовосприятии. Такие больные, как правило, тяготеют к использованию более аффективно-насыщенных стилей защиты субъективно выгодного для себя самоотношения.

Невротики с высоким уровнем психологической дифференци- рованности предпочитают более рациональные, когнитивный способы защиты сложившегося отношения к себе. Суть такой защиты заключается в том, что для нейтрализации или смягчения эмоциональной значимости событий, которые могут угрожать позитивному самоотношению, пациенты прибегают к «объективным», «логическим», «научным» доводам.

Итак, защитные процессы самоотношения теснейшим образом переплетаются с процессами личностного роста, саморазвития. Обоим процессам сопутствуют одни и те же состояния личности: внутренняя конфликтность, негативные переживания в адрес «Я», неудовлетворенность собой и т.д. Движение по сложному и рискованному пути саморазвития, в отличие от защитной консервации, компенсации конфликтных или негативных установок в адрес «Я» обусловлено целым рядом характеристик личности: высоким уровнем ее рефлексивной культуры, когнитивной дифференцированности «Я-концепции», безусловным самопринятием, способностью обнаружить субъективные источники самоподкрепления и т. д.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
3.1. Психологическая природа защиты самоотношения
АНДРЕЕВА Е.Н. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В РЕЖИМЕ ЭГО-ЗАЩИТЫ
3.2. Механизмы защиты и поддержания самоотношения
Орлова Полина Андреевна ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ
Гнатюк Ольга Владиславовна ПОНЯТИЙНЫЙ КОНСТРУКТ "СИСТЕМА САМООТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ" КАК СРЕДСТВО АНАЛИЗА НЕЗАВИСИМЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.
3. САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Анискевич Е.И. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
ГЛАВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
ГЛАВА ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ОПРОСНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЮ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
А.М. КОЛЫШКО САМООТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
Добавить комментарий