ЗАВИСИМОСТЬ (DEPENDENCY)

? это поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом 3. м. б. др. чел.; соц. единица, такая как расширенная семья или религиозная и общественная группа; некая неосязаемая пятью органами чувств сущность, такая как ангел-хранитель; или даже система убеждений, как, напр., философия ненасилия, к-рой исповедующий ее чел. предан и от к-рой, в свою очередь, получает поддержку.

По определению, 3. предполагает реципрокность отношений. Зависимый чел. ищет, ожидает и получает 3.: давать значит получать, а получать значит давать. 3. тж предполагает обязательность: от зависимых ожидают, что они будут искать и получать ответную поддержку. Нарушение участия в этом круге обязательств может вызывать разнообразные ответные реакции сторон — от вербального неодобрения до остракизма.

3. отличается от родственного ей процесса взаимозависимости, при к-ром отдельные стороны обоюдно ищут идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения друг от друга.

В «зависимых обществах», таких как Япония, новоявленное эго обучается подчинению в вертикальной системе власти. Предполагается, что идеал конформности усиливает чувство собственного достоинства каждого чел. В «независимых обществах», таких как совр. Америка, от только что образовавшегося эго ожидается не подчинение, а переход от обязывающих отношений к горизонтальной системе власти. Предполагается, что именно идеал индивидуализма усиливает чувство собственного достоинства каждого чел.

Осн. характеристиками 3. являются связь, обязательство, реципрокность, доверие, преемственность и вовлеченность. Каждая культура или субкультура определяет «нормальную» 3. на основе своей собственной системы ценностей.

В то время как зап. мышление минимизирует преемственность между живущим и его предками, зависимые культуры склонны расценивать нарушение преемственности как угрожающий фактор.

Несмотря на существующие культурные различия, в 3. прослеживаются определенные универсальные характеристики. Эти определяющие характеристики делятся на 3 группы.

Первая группа может рассматриваться как «негативная» 3., к-рая задерживает психосексуальное развитие, ухудшая способность справляться с различными жизненными ситуациями. Вторая группа может расцениваться как «позитивная», улучшающая процесс созревания за счет того, что помогает индивидуумам и группам функционировать т. обр., к-рый поддерживает их чувство благополучия. Третья группа характеризуется отсутствием или прекращением отношений 3., что тж может задерживать развитие.

Трактовку 3. полезно подразделять на 3 «культурно исторические» фазы: а) дописьменная родоплеменная — формирование народности (с начала челов. истории и до настоящего времени); б) совр. колониальная (1500—1945 гг.); в) постколониальная (с 1945 г. до настоящего времени).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ (FIELD DEPENDENCY)
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК НОВЫЙ ВИД НЕХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ВИД ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРА
ЗАВИСИМОСТИ
АВТОНОМИЯ И ЗАВИСИМОСТЬ.
ИЗМЕРЕНИЕ ЗАВИСИМЫХ ПЕРЕМЕННЫХ
Моркина Т.Б. ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ»
ВЗАИМНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ
ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ
Добавить комментарий