ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

Скорее всего, те виды животных, у которых в результате эволюции развилось цветовое зрение, приобрели и определенные биологические преимущества. Животные, обладающие цветовым зрением, воспринимают не только те признаки окружающих их объектов, которые являются исключительно следствием различной освещенности, — края и границы, но и другие их параметры. Цвет является источником дополнительной информации о различиях между объектами, он делает их более «видимыми» и придает физическую целостность окружающему нас миру. Сравните, если это возможно, изображения на экранах черно-белого и цветного телевизоров. Цветное изображение значительно более информативно. В мире, лишенном цветов, многие особенности поверхностей, такие как текстура и повторяющиеся сочетания элементов, и даже сами объекты останутся незамеченными. В качестве источника подобной информации цветовое зрение — элемент общей адаптивной способности к восприятию структуры поверхностей и объектов, из которых состоит окружающая среда. Как писал Уоллс (Walls, 1963): «Для первых животных, у которых сформировалось цветовое зрение, оно означало жизненно важную разницу между возможностью лишь иногда обнаруживать врагов или пищу на фоне их естественной среды обитания и возможностью делать это всегда» (р. 463). В том же духе высказался и Райт (Wright, 1967), предположивший, что примитивный человек использовал цветовое зрение не только для идентификации объектов, но и для «оценки урожая, плодородности земли и для того, чтобы предсказывать погоду по цвету заходящего солнца» (р. 21).

Животные нередко используют цветовое зрение или окраску тела с пользой для себя: и то и другое благоприятствует их выживанию.

Цвет играет определяющую роль в брачных играх птиц, когда оперение призвано привлекать особей противоположного пола. Однако не исключено, что характерная окраска возникла в результате эволюции не столько для сексуальной привлекательности, сколько как защита- от хищников. Многие животные, на которых охотятся хищники, извлекают пользу из цветового зрения своих врагов: преимущественно окрашенные в природные коричневатые и зеленые тона, они маскируются под среду обитания. Подобный «камуфляж» помогает им прятаться от врагов и избегать встреч с ними. В отличие от них некоторые птицы имеют спасающую их «кричащую» окраску, призванную поражать или дезориентировать нападающего хищника (Baker & Parker, 1979). Примером подобной окраски, решающей проблему выживания диаметрально потивопо- ложным способом, является блестящее, экзотически яркое оранжево-черное оперение питоху — хохлатой мухоловки — маленькой птички, обитающей в Новой Гвинее. В нем, а также в коже птицы содержится в концентрированном виде сильный нервно-паралитический яд, который мгновенно отгоняет любое животное, стоит лишь тому лизнуть одно из перьев (Dumbacher et al., 1992). Следовательно, яркое оперение питоху служит скорее не украшением, привлекающим особей противоположного пола, а бросающимся в глаза предостережением потенциальным врагам: «Я очень ядовита, и со мной лучше не встречаться». (Питоху свойствен также сильный кислый запах, и это позволяет предположить, что ее химические защитные средства предупреждают потенциальных врагов, воздействуя не только на их зрительную систему, но и на обоняние.)

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
АНОМАЛИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
АНОМАЛИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
§3. ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНОМАЛЬНОГО ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ (ТЕОРИЯ ЮНГА—ГЕЛЬМГОЛЬЦА)
СУБТРАКГИВНОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ
СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
ЦВЕТОВАЯ АДАПТАЦИЯ.
ТРЕХМЕРНОЕ ЦВЕТОВОЕ ВЕРЕТЕНО.
ГЛАВА ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ
КОРТИКАЛЬНАЯ ЦВЕТОВАЯ СЛЕПОТА
ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ И МУЗЫКА
АДДИТИВНОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
ЦВЕТОВОЙ ТОН.
ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ.
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЦВЕТОВАЯ СЛЕПОТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТОВОГО ТЕСТА.
Добавить комментарий