ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Зрение является основным источником информации для человека. Сетчат-
ка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспо-
соблены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-бе-
лую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствитель-
ность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение. Вот
почему «ночью все кошки серы».

Наиболее интересной проблемой зрительных ощущений являются ме-
ханизмы цветового зрения. На этот счет существует множество доволь-

но сложных теорий. Мы рассмотрим лишь наиболее принципиальные
подходы.

Одним из них является трихроматическая теория цветового зрения (ина-
че говоря, трехцветовая). Она состоит в следующем. Существуют три раз-
личных типа рецепторов (колбочек), ответственных за цветовое зрение.
Каждый из них обладает чувствительностью в широком диапазоне длины
световой волны (длина световой волны связана с ощущением того или ино-
го цвета), но в то же время разные типы колбочек специализируются на
восприятии определенных цветов (синего, зеленого или красного): одни
обладают наилучшей чувствительностью в одной части диапазона длины
волны, другие — в другой его части, третьи — в третьей. Свет определен-
ной длины волны стимулирует каждую из трех групп рецепторов в неоди-
наковой степени. Соотношение возбуждения в этих рецепторах (или пат-
терны возбуждения — картина, сочетание, соотношение возбуждений) дает
ощущение различных цветов и отттенков. К сожалению, трихроматичес-
кая теория не объясняет многих экспериментально полученных фактов из
области цветового зрения.

Существует и альтернативная концепция — теория оппонентного цве-
та.

С точки зрения сторонников этой теории, зрительная система состоит
из двух типов чувствительных к цвету элементов. Один тип реагирует на
красную или зеленую часть спектра, другой — на синюю или желтую.

Каждый элемент отвечает на внешнее воздействие таким образом, что
если воспользоваться аналогией с чашей весов, то один из двух оппонент-
ных цветов может или перевешивать другой или находиться с ним в рав-
ном положении. Скажем, в паре синий—желтый перевешивает синий, а в
паре красный—зеленый — красный. Что мы будем видеть? Смесь красно-
го и синего, т. е. фиолетовый цвет. Если одна из пар сбалансированна, а
другая нет, мы будем видеть один из чистых цветов. Если обе пары цветов
между собой сбалансированны, то мы не будем видеть никакого цвета.

Две рассмотренные теории конкурируют между собой более 50 лет. Каж-
дая из них хорошо объясняет одни факты и плохо — другие. В силу этого
неоднократно предпринимались попытки примирить эти концепции и,
подобно тому как это происходило с теориями высотного слуха, создать
некоторую общую теорию, включающую в себя в качестве частных случа-
ев обе классические концепции.

Для более подробного знакомства с проблемами ощущений можно по-
рекомендовать работы Бардина , Бардина и Индлина , Гусева,
Измайлова и Михалевской [1997J, Забродина и Лебедева , Заброди-
на, Фришман и Шляхтина , Игана , Светса, Таннера и Берд-
солла , Стивенса [I960].

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГЛАВА 1. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
§1. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. ИНЕРЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ГЛАЗА
§2. Общие качества зрительных ощущений. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ
§4. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ, ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФОРМЫ. СТАТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ, ИХ ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА
§4. СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. ОБЩИЕ КАЧЕСТВА СЛУХОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ
§1. ВИБРАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. Механизм вибрационных ощущений
ЗРИТЕЛЬНАЯ КОРА.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
РЕЦЕПТИВНЫЕ ПОЛЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ
Зрительное восприятие
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ТРАКТ
Пределы базовых зрительных функций
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРЫВ
5.4. КОДИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ГЛАВА ЗРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ЗРИТЕЛЬНАЯ АККОМОДАЦИЯ
5.3.1. ОГРАНИЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ПОЛЯ
ГЛАВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ЯВЛЕНИЯ
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (VISUAL PERCEPTION)
Добавить комментарий