АКМЕСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В НООСФЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В условиях сложной социокультурной ситуации в стране необходим новый взгляд и новое отношение к окружающей нас реальности. Переосмысление путей и перспектив дальнейшего развития личности и общества возможно в рамках новых концепций образования, поиск которых ведётся учёными разных стран. Наряду с хорошо зарекомендовавшими себя традиционными теориями образования ведётся поиск новых подходов и концепций. Этот процесс связан с общим подъемом научного теоретического знания. Появились новые предпосылки формирования единой научной картины мира, которые характеризуются новым подходом того, что «… в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трёх основных сферах бытия — неживой природе, органическом мире и социальной жизни — в целостную научную картину на основе базисных принципов имеющих общенаучный статус…» [3, с. 640].

Единая научная картина мира требует переосмысливания великой трансформации научных знаний нашей эпохи. Ведущие ученые отмечают «.три важнейших концептуальных направления в науке ХХ века: во-первых, теория нестационарной Вселенной; во-вторых, синергетика; в-третьих, теория биологической эволюции и развитая на её основе концепция биосферы и ноосферы» [3, с. 646]. Эти направления являются основанием для перестройки науки в целом. Новое понимание роли науки меняют ориентиры освоения научного знания. Результатом этого понимания является: во-первых, переосмысление базисных фундаментальных наук; во-вторых, формирование новых научных знаний в форме предметных дисциплин; в-третьих, практическая организация образовательного процесса, в соответствии с новыми задачами.

Своеобразие современной эпохи заключается в том, что, не отрицая специфики каждой, конкретной отрасли знания необходимо осуществить синтез с фундаментальными направлениями развития. Эту задача решает система воспитания и образования посредством формирования новых учебных дисциплин.

Из трех направлений в образовательной деятельности Смольного университета Российской академии образования реализуется два: синергетики и ноосферного развития. Два данных направления осуществляются на основе нового научного направления — акмеологии, которая рассматривает развитие как постоянное совершенствование, а итогом его является результат, достигнутый личностью и обществом. Другим важным научным направлением является социальная синергетика, рассматривающая принципы развития на базе самоорганизации. Подготовка современного специалиста- профессионала на современном этапе невозможна без учёта этих двух новых тенденций. Ведущей жизнеутверждающей функцией человека является стремление к осмысливанию и прогнозированию будущего как результат достижения максимального социального статуса в соответствующей социальной среде и определение личностью своей роли в этом процессе, так и достижение максимального профессионального мастерства в конкретном виде трудовой деятельности.

Перспективы дальнейшего развития индивидуума и социума возможны на основе теории достижения наивысших результатов, которая сформирована в новом научном направлении — акмеологии, и является одним из основных направлений социального развития. Основным принципом акмеологии является понимание сущности вершинности, который применяется как к анализу развитию личности, так и общества. Рассматривая процесс совершенствования через призму учения выдающегося российского психолога Б. Г. Ананьева об индивиде, личности и субъекте деятельности подчеркнем, «. что акмеология не может быть сведена к какому-то отделу психологии, ибо она оказывается интегративной наукой пограничной между психологией, социологией, культурологией и даже философии.» [1, с. 29].

Акмеология как научное направление в своём развитии прошла несколько этапов. Как новое научное направление она рассматривает действительность не только «в рамках предмета психологии, изучающей закономерности отражения человеком объективной реальности, а в рамках совершенствования созидательной деятельности опытных специалистов.

Новый аспект научного познания потребовал пересмотра традиционных взглядов на развитие человека, подчеркнув роль и значение зрелого человека в современных условиях. В связи с этим, возник ряд проблем требующих своего решения. Актуальным стали как разработка жизненного пути человека, а также достижения результата на этом пути.

По-новому осмысливается основной принцип акмеологии — вершинностъ, как методологическая база устремлённости в будущее, возрастает понимание смысла и стратегии жизни, категории социального оптимизма, что даёт основание для выработки целеполагания личности, мотивации и формирования акме.

Это обусловлено образованием устойчивых конкретных эмпирических знаний и объясняющих их теорий. Современное научное знание выступает в форме эмпирических знаний на базе которых развивается теории. Особенностью современного этапа научного познания заключается в том, что «.эмпирический базис теории не является чистой, теоретически нейтральной эмпирией, что не данные наблюдения, а факты представляют собой тот эмпирический базис, на который опираются теории. А факты теоретические нагружены, поскольку в их формировании принимают участие другие теории.» [3, с. 185]. Динамика соотношений ранее сложившихся теоретических знаний и современное обобщение новых теоретических понятий и структур рассматривается как проблема оснований науки, благодаря которым организуются в системную целостность разнообразные знания научный дисциплины на каждом этапе ее исторического развития.связанные с переломными эпохами развития науки, когда происходит радикальная трансформация наиболее фундаментальных ее понятий и представлений.

Таким образом, акмеология имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, позволяющий на принципах совершенствования интегрировать различные области знаний и деятельности для достижения конкретного результата, что позволило в последнее время исследователями рассмотреть многовариантные подходы и сформулировать ряд учебных дисциплин.

Другим новым научным подходом в конце ХХ столетия стала синергетика, рассматривающая теорию самоорганизации. Синергетика, которая рассматривается как не просто своеобразный синтез многих научно- конкретных методов исследования, методологических систем, теоретических построений, но и перевод их на новые измерения природной, социальной, духовно-нравственной, информационной и техногенной действительности, новые методы описания, анализа, типологизации и интерпретации доступных научному наблюдению явлений, процессов, их осмысления [2, с. 8].

К концу 90-х годов прошлого столетия в рамках естественнонаучной синергетики сформировалось новое научное направление — социальная синергетика — наука, исследующая общие закономерности социальной самоорганизации, т.е.

закономерности взаимоотношений социального порядка и социального хаоса. Поскольку самоорганизация есть качественное и притом структурное изменение некоторой объективной реальности, то социальная синергетика является теорией развития как социума, так и личности.

Переосмысление путей и перспектив дальнейшего развития личности и общества возможно в рамках новых концепций образования. Одним из таких направлений может служить акмесинергетический подход, который связан с общим подъемом научного теоретического знания, что обусловлено образованием устойчивых конкретных эмпирических знаний и объясняющих их теорий. Поскольку это период переосмысливания и великой трансформации научных знаний нашей эпохи, связанный с переломными эпохами развития науки, когда происходит радикальная трансформация наиболее фундаментальных ее понятий и представлений, то требуется эти явления ввести в предметную деятельность через объяснение новых понятий и категорий.

Новое понимание роли науки меняют ориентиры освоения научного знания: во-первых, происходит переосмысление базисных фундаментальных наук; во-вторых, формирование новых научных знаний в форме предметных дисциплин; в-третьих, практическая организация образовательного процесса в соответствии с новыми задачами.

Практическая организация образовательного процесса характеризуется формированием новых учебных дисциплин.

Когда необходимо осуществить, не отрицая специфики каждой конкретной отрасли знания, синтез с корректированными фундаментальными направлениями развития, что осуществляется посредством формирования новых учебных дисциплин. В акмеологическом направлении происходит формирование новых научных дисциплин. Одной из них является фундаментальная акмеология — наука о закономерностях развития природы и о достижении максимального совершенства в созидательной и продуктивной деятельности индивидуума.

Задачами фундаментальной акмеологии являются:

• изучение исторических предпосылок возникновения акмеологического знания на основе исторического анализа и формирования понятия акме;

• исследования акмеразвития прошлого, настоящего, будущего;

• разработка теории акмеразвития и акмеологических моделей вершинного и кризисного развития человека и общества;

• переосмысление путей и перспектив дальнейшего развития образования возможно в условиях формирования новых концепций;

• разработка фундаментальных теоретических концепций развития образования;

• поиск способов и методов организации высокопродуктивной деятельности, главным субъектом которой является новый человек.

Другой дисциплиной является синергетическая акмеология, которая закладывает основы навыков применения синергетического метода к социальным явлениям, направлена на развитие способностей будущего специалиста к интеграции естественного и гуманитарного знания, что позволит сформировать целостное представление о процессе самоорганизации человека и общества, осознать свою роль в этом процессе.

Данному процессу способствует раскрытие основных понятий фундаментальной акмеологии, рассматривающей взаимоотношение явления и сущности, как разные стороны одной и той же объективной реальности. Сущность образует неразрывное единство с явлением.

Сущность в акмеологии рассматривается как состояние, как конкретная точка наивысшего совершенства в пространстве и во времени.

Сущность (бытие) рассматривается как состояние, характеризующееся триединством акме (акме, кульминация, топ), как внутреннее, общее, познаваемое мышление основание явления.

На рисунке 1 раскрывается сущность триединства акме.АКМЕ

Кульминация Результат ЦВЕТОК ПЛОД-Топ

Триединство акме

Таким образом, для понимания совершенства необходимо обратить внимание на такие общие методологические категории акмеологичности, как: вершина: символ — гора, предельное достижение, как фиксированное состояние; кульминация (culminis), как floruit — символ расцвета и цветение, плод, высшая точка развития, качественная характеристика достигнутого результата; топ (top) — признание социумом, высший результат, общественное утверждение индивидуальной деятельности, без которого подлинное самоутверждение индивидуума невозможно.

Содержание акмеологичности раскрывается через три признака акмеологии:

первый признак — категория состояния, как сущность бытия при раскрытии атрибутивной характеристики материи, как достижение наивысшего совершенства в любой области деятельности, как итоговый результат;

второй признак — свойство, рассматриваемое через понятие явления, обладающее индивидуальными характеристиками;

третий признак — гармония, значимая целостность, взаимные соответствия сущностей и явлений, связь, стройность, соразмерность составляющих целостность.

Базовые категории и принципы позволяют раскрыть сущность акмесинергетического подхода. Данные теоретические положения акмесинергетического подхода в ноосферном образовании позволили перейти к практическому воплощению в образовательной деятельности Смольного института РАО. Отметим, что содержание спецкурсов соотносится с учебными программами по дисциплинам исторического, экономического, социального направления образования. В Институте осуществляется практическая организация образовательного процесса в соответствии с новыми задачами. Эта работа проводится по двум направлениям:

1. По внесению нового научного знания в традиционные учебные дисциплины по психологии — спецкурсы:

— фундаментальная акмеология;

— фундаментальная акмеология образования;

по философии:

— акмеология философия успеха;

— синергетическая философия истории;

— синергетическая акмеология;

2. По формированию новых учебных дисциплин;

В ноосферологии — ноосферная футурология, в синергетике — синергетическая акмеология.

Обоснованная научная теория является базой хорошей педагогической практики, результатом, вершиной которой является высококвалифицированный выпускник — специалист.

В связи с этим предъявлением новых требований к личностям и профессиональным качествам специалиста требуется перестройка системы образования и воспитания.

Литература

1. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. — СПб.: Политехника, 2002 г., с. 29.

2. Котельников Г. А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород.-2000 г. с.8.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
Т. Г. Киселева ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
ИНТЕГРАТИЗМ ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА КАК ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕДМЕТА НООСФЕРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
ОБ АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К СТАНОВЛЕНИЮ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Рациборская Оксана Васильевна Моисеев Руслан Львович РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Казачихина Мария Викторовна, Коротенкова Ольга Игоревна ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА ПРИМЕРЕ КУРСА ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образование для всех: инклюзивное образование
Выше, скорее, в подтексте, чем в тексте, сквозила интенция сопоставления психологических подходов к личности и психоаналитических подходов к Я
ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ.
ОБРАЗОВАНИЕ.
ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Добавить комментарий