АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ

Очень часто реакция на близкую смерть определяется самим течением заболевания. Если смерть наступает внезапно, у человека остается мало времени, чтобы проанализировать свою жизнь и подготовиться к расставанию с ней. Заболевание, приносящее с собой боль, _ограничивающее подвижность человека или требующее частых и сложных медицинских вмешательств, может оставить ему очень мало времени и сил, чтобы подготовиться к смерти. Было бы неправильно для медицинского персонала или членов семьи больного полагать, что человек пребывает в стадии гнева, когда на самом деле такая реакция вызва-на его физическим состоянием или проводимыми с ним медицинскими манипуляциями (Kastenbaum, Costa, 1977).

Особенно сильно реакция человека на приближение смерти связана с природой его забо-левания в случае СПИДа. Данное заболевание зачастую передается половым путем и по-этому связано с сильными эмоциональными переживаниями как заболевших, так и близ-ких им людей. Фэнтон Джонсон (Johnson, 1994) в своей книге затронул проблему памяти и прощения. Согласно его мнению, два этих движения души «лежат в центре любого об-щества», однако подвергаются сомнению в связи со СПИДом. Ф. Джонсон поясняет:

Самые мудрые люди, которых я знаю, ВИЧ-положительные и отрицательные, живут, не отрицая смерть, но принимая ее. Они не прощают и забывают, но прощают и помнят. Са-мая сложная и нужная задача скорбящего человека заключается именно в этих двух про-тивоположных императивах: простить и помнить, принять и никогда не забывать (1994, р. 15).

Длительный период умирания, через который проходят многие больные СПИДом, за-трудняет задачу принятия и прощения для тех, кому приходится справляться

с эмоциями, окружающими процесс смерти.

Особенно сложной эта задача становится для членов некоторых испанских и афроамериканских общин США, поскольку многие жерт-вы СПИДа — очень молодые люди. Кроме того, скорбь по другим умершим, сопряженная с необходимостью справляться со своей собственной болезнью, уменьшает время и силы, необходимые для того, чтобы пройти через традиционные стадии, связанные с принятием смерти (Horn, 1993).

Как существует множество уникальных путей жизненного развития, так существует и бесчисленное количество вариантов смерти. Идеальный для большинства людей жизнен-ный путь — сохранение здоровья до 85 лет и старше, наведение порядка в собственных делах, а затем быстрая и безболезненная смерть (Kalish, 1985), возможно, во время сна. Действительно, опросы показывают, что подавляющее большинство людей, особенно мо-лодые мужчины и женщины, предпочли бы умереть внезапно (Kalish, 1985).

Когда человек болен и исход болезни предрешен, он и его члены семьи приспосабливаются и адаптируются к предположительному «оставшемуся времени жизни». У многих есть незавершенные дела, распоряжения, которые еще нужно сделать, и слова, которые необходимо сказать. Некоторые люди пытаются воздействовать на свой жизненный путь, принимая лечение или отказываясь от него, напрягая «волю к жизни» или смиряясь с неизбежным. Многие на этом конечном отрезке пути стараются сохранять контроль над ситуацией и достоинство. Но все хотят, чтобы их смерть была гуманной.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ: ПЕРЕДНИЙ И ЛАТЕРАЛЬНЫЙ СПИНОТАЛАМИЧЕСКИЕ ПУТИ
ПУТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ, ИЛИ ПУТИ СИЛЫ
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПУТИ, ИЛИ ПУТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЛИНИИ ЖИЗНИ».
Альтернативные формулировки
АЛЬТЕРНАТИВНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ.
СРАВНЕНИЕ QWERTY С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ КОМПОНОВКАМИ ЗНАКОВ НА КЛАВИАТУРЕ.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДОКТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ (ALTERNATIVE DOCTORAL PROGRAMS)
Добавить комментарий