«БЫТИЕ-В-МИРЕ»

В экзистенциальной психологии для объяснения природы человека и его жизненного пути используют понятие «бытие-в-мире» (Dasein). Это понятие зародилось и получило развитие в работах основоположников экзистенциального психоанализа Мартина Хай- деггера и Людвига Бинсвангера. В дословном переводе понятие означает «существовать там», что указывает на широкий жизненный контекст, в который, по мнению экзистенциалистов, «вживлен» человек. Дефисы в лексической конструкции данного понятия символизируют неразрывность личности и ее жизненного мира. В широком истолковании понятие «Dasein» расшифровывается как жизненный мир или жизненное пространство личности. Жизненный мир личности делится на несколько модусов (областей) существования: 1) природная окружающая среда, структурированная на биологические связи человека с миром (Umwelt); 2) социальное окружение, упорядоченное посредством межличностных отношений (Mitwelt); 3) внутренний мир, состоящий из отношений человека с самим собой (Eigenwelt). С точки зрения экзистенциальной философии и психологии, психически здоровая личность живет полнокровной жизнью во всех трех модусах одновременно. Критерием психического здоровья и личностной зрелости является способность индивида адаптироваться в природной среде, уживаться в социальном окружении и активно формировать свой внутренний мир. Напротив, психологические затруднения по ходу жизненного пути возникают тогда, когда личность не способна приспособиться к одному или сразу нескольким модусам жизненного мира. Такое состояние дезадаптации называют «экзистенциальным отчуждением» или «экзистенциальной изоляцией». Отчуждение личности от жизненного мира — это болезнь нашего времени, которая проявляется в трех ипостасях: 1) отделенность от природы; 2) недостаток значимых межличностных отношений; 3) отчуждение от своего подлинного «я», потеря аутентичности бытия.

Таким образом, человек с момента рождения находится в постоянном взаимодействии со своим жизненным миром, в процессе освоения которого он приобретает свои личностные качества и смысл жизни.

Свойства личности и индивидуальный смысл жизни являются не только предпосылками, сколько продуктами жизненных поступков человека, строящего свой жизненный путь.

Несмотря на поразительное сходство некоторых теоретических позиций, между психологией человеческого бытия и экзистенциальной психологией прослеживаются существенные противоречия. Первое и самое главное противоречие заключается во взглядах на социальную природу жизненного пути личности. С позиций экзистенциальной психологии социальные условия не играют существенной роли в детерминации индивидуального жизненного пути личности. В любой ситуации личность принимается как свободный и несгибаемый под давлением социальных обстоятельств субъект. Личностные свойства человека выводятся из свободных и ответственных поступков, решений, выборов, действий, а вклад внешних условий социальной среды в развитие личности принижается. Получается, что при построении своей человеческой жизни человек оказывается один на один с жизненным миром. Эту особенность человеческой ситуации И. Ялом называет «экзистенциальной изоляцией»: «Индивиды часто бывают изолированы от других или от частей себя, но в основе этих отъеди- ненностей лежит еще более глубокая изоляция, связанная с самим существованием, — изоляция, которая сохраняется при самом удовлетворительном общении с другими индивидами, при великолепном знании себя и интегрированности. Экзистенциальная изоляция связана с пропастью между собой и другими, через которую нет мостов. Она также означает еще более фундаментальную изоляцию — отделенность между индивидом и миром» [79, с. 400]. Такую методологическую схему можно обобщено назвать «онтологией одинокого индивида».

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
1.2. Мир как человеческое бытие
КОНФИГУРАЦИЯ «Я В МИРЕ»
СУЩНОСТЬ В МИРЕ
ГЛАВА 7. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В СВОЕМ МИРЕ
РАЗДЕЛ 3. ИСХОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОМ МИРЕ
КАЧЕСТВО ПРЕБЫВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
Развитие индивидуальности в мире по типу круговоротов
Общие представления о метаиндивидуальном мире
14.2. Развитие индивидуальности в мире по типу круговоротов
О. б. Ходаковская ДОСТИЖЕНИЕ САМОТОЖДЕСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ В ЮНОСТИ
Леонов С.В. Индивидуальные представления профконсультанта о мире профессий
ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В США И АНГЛОЯЗЫЧНОМ МИРЕ
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Добавить комментарий