Жизненный мир производится в процессе человеческой ПРАКТИКИ И ПРОИЗВОДЕН ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.

Выделяются некоторые отличительные характеристики человеческого бытия — осознанность, осмысленность, действенность [58, с. 330331]. Благодаря именно этим особенностям человеческой активности природное окружение преобразуется в жизненный мир человека. Действенный, преобразующий характер человеческого бытия приводит к тому, что человек обустраивает объективную действительность в соответствии с требованиями собственных потребностей, в соответствии с логикой собственной жизнедеятельности (логикой «жизненной необходимости»). Действительность принимает очертания, жизненно необходимые для нормального существования и приспособления к ней человека. Осознанность и осмысленность человеческой активности приводят к тому, что на объекты и явления окружающей действительности человек «наслаивает» общественные значения и личностные смыслы. Общественные значения отражают место и функцию того или иного объекта действительности в совокупной практике коллективного субъекта — социальной группы, общества, человечества в целом. Личностный смысл отражает место и функцию объекта или явления в жизнедеятельности индивидуального субъекта, их отношение к индивидуальным потребностям человека. Значение и смысл, которые объективируются и превращаются в характеристики действительности по ходу человеческой практики, являются сверхчувственными качествами жизненного мира. Психическое развитие человека происходит в процессе деятельности в контексте жизненного мира через усвоение общечеловеческих значений и выработку личностных смыслов. «Это и есть не что иное, как детерминация бытия через сознательную его регуляцию, которая выступает как специфический способ существования человека» [58, с. 331]. Таким образом, с приходом человека окружающая среда приобретает сверхчувственные свойства — означенность и осмысленность — и преобразуется в жизненный мир. Сообразно этим свойствам, активность человека в мире является осознанной и осмысленной, что отличает ее от поведения животных в биологической среде. По этому поводу Л. С. Выготский указывает, что «в то время, как для животного существует только окружение, для человека возникает представление о мире. История возникновения этого представления имеет своим началом человеческую практику и возникающие в ней значения и понятия, свободные от непосредственного восприятия предмета» [26, с. 280].

По сути, осознанность (означенность) как свойство жизненного мира характеризует его отношение к потребностям коллективного субъекта, то есть отражает его общественный смысл. Осмысленность как свойство жизненного мира раскрывает его отношение к потребностям индивидуального субъекта, то есть его личностный смысл.

Итак, жизненный мир — это системно организованная совокупность объектов и явлений действительности, связанных с коллективным или индивидуальным субъектом жизненными отношениями. Жизненные отношения показывают на роль и место в жизнедеятельности субъекта различных объектов и явлений действительности и по этой причине объективно выражают их жизненный смысл для субъекта. Жизненный смысл — это объективная характеристика места и роли объектов и явлений в контексте жизни субъекта [47, с. 113]. Проще говоря, жизненный мир — это осознанная и осмысленная человеком или обществом объективная действительность, в которой протекает человеческая или общественная деятельность и жизнь. «Мир — это бытие, преобразованное человеком, включающее в себя его и совокупность связанных с ним общественных и личных отношений» [31, с. 9]. Осознанность и осмысленность специфицируют жизненный мир человека и отличают его от безжизненной, необжитой человеком объективной действительности. Эти свойства — объективные характеристики жизненного мира. Как пишет С. Л. Рубинштейн, «мир, каков он есть для человека, — это его объективная характеристика» [58, с. 382].

В психологии человеческого бытия, таким образом, преодолевается противопоставление субъекта и жизненного мира. Это сближает ее с экзистенциальной психологией и отдаляет от гуманистической психологии жизненного пути личности. Расхождение между психологией человеческого бытия и гуманистической (лич- ностно-центрированной) психологией жизненного пути может быть адекватно описано в терминах, введенных российским психологом Ф. Е. Василюком [25, с. 83-87]. Он анализирует и сравнивает две исходные методологические ориентации — «онтологию изолированного индивида» и «онтологию жизненного мира», которые противоречат друг другу. В «онтологии изолированного индивида» принят постулат, что человек вступает во взаимодействие с миром, будучи одаренным личностными качествами. Эта схема в большей мере присуща гуманистическим теориям жизненного пути личности. В «онтологии жизненного мира», напротив, утверждается, что человек обретает свои личностные качества только в процессе взаимодействия с миром. Как это было сказано Франклом, «если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» [64, с. 120]. Эта же посылка постоянно присутствует в работах отечественных психологов, которых можно считать основоположниками психологии человеческого бытия. Так, например, А. Н. Леонтьев констатирует: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» [40, с. 114].

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
МНОГОМЕРНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА: ТРИ ТИПА СИТУАЦИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
§3. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
В ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
ПО МНЕНИЮ В. В. ЗНАКОВА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
ПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТОМ МИРА КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
ЭТАЛОННЫМ СПОСОБОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ МАСЛОУ СЧИТАЛ СУЩЕСТВОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ.
1.2. Мир как человеческое бытие
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
1.3. Жизненный мир
Человеческий фактор
9.3. ПАРАМЕТРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
Анатомия человеческой деструктивности
Человеческий интеллект
Часть 2. Эволюция человеческой психики.
Возникновение и развитие человеческого сознания
6.14. РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФАКТОРАМ
2.3. ВИБРАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА
1.2.8. ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА NO ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФАКТОРАМ [17]
9.3.1. ФОРМАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА М
1.2.2. О ЧЛЕНСТВЕ В ОБЩЕСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
Добавить комментарий