КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Геворкян М.М., Армения, г. Ереван

В последние десятилетия проблема формирования толерантности стала наиболее актуальной и широко востребованной во всем мире. Миграция, возникающие новые коммуникативные системы,

возрастающая экономическая и культурная взаимозависимость обществ приводит к объединению человечества. В таких условиях толерантность приобретает особое значение, способствует сохранению культур от насильственного навязывания иных ценностей, охраняя разнообразие в эпоху глобализации и мультикультурности. В связи с этим возрастает роль толерантности в развитии личности, в умении человека выстаивать свои отношения с окружающим миром, в позитивном социальном устройстве общества, а толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнения других, невраждебно встречать позиции, отличающиеся от собственных. Толерантность как нравственная и духовная категория отражает самую актуальную историческую, социокультурную, психологическую и педагогическую потребность современного общества. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином.

Сущность понятия «толерантность» неоднозначно и многогранно раскрыта в разных культурах.

Толерантность (лат. tolerantia терпение), во многих словарях определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо».

Лингвистический анализ термина «толерантность» показал, что латинский глагол tolerantia определяется как понятие, во первых, способности организма переносить неблагоприятные воздействия какого либо вещества или яда, во вторых, как терпимости, снисходительности к кому-либо, чему-либо [10, с. 491]. Термин получил широкое распространение в европейских и других языках.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика особенностей в понимании феномена толерантности на разных языках.

Таблица Сравнительная характеристика особенностей в понимании феномена толерантности на разных языках

Английский Готовность и способность без протеста воспринимать личность, вещь или явление
Французский Отношение, допускающее другие позиции и мнения, уважение свободы другого.
Испанский Способность понимать чужие мнения или идеи
Китайский Умение проявлять великодушие по отношению к другим
Арабский Сострадание, терпение, расположенность к другим
Персидский Готовность к примирению с противником
Армянский Терпимость, допущение, дозволение
Русский Терпимость, снисходительность к чему-либо, кому-либо.

Более глубокий анализ показывает, что «терпение» происходит от латинского глагола pati и чаще всего выражает действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия. Более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [10, с. 7]. В связи с этим В.М. Золотухин глубже раскрывает понятие и рассматривает две концепции терпимости: христианскую и гражданскую, которые представляют собой два типа мировоззренческого сознания, способствующих достижению наиболее оптимальных механизмов взаимодействия человека и общества. В основе христианской концепции находится смирение перед божественным Провидением и иррациональное чувство примирения посредством ухода от возникающих в обществе проблем. Светская концепция включает в себя поиск компромиссных решений для самосохранения человека и общества в целом на «основании кантовского нравственного императива». [7, с. 7-10]. Несмотря на различие, общим в этих двух концепциях является то, что «терпимость» способствует воспитанию индивидуальной ответственности и соответственности за свое индивидуальное предназначение и включает в себя взаимную солидарную ответственность за судьбу мирового сообщества в целом.

Однако «толерантность» (от tolerare) — это не одно и то же, что «терпение» или «терпеливость». Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость, как толерантность, заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Она несет в себе специальное социальное значение допущения существования другого, заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия. Толерантность — это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная, общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны, не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

«Терпимость», выступающая эквивалентом «толерантности» не может в должной мере охватывать всю глубину смысла термина «толерантность», отчего последний, несмотря на свое иноязычное происхождение, обрел свое место в русском языке и, по своему содержанию, объединяет в себе идеи культуры мира, ненасилия, уважения, солидарности.

Понимание толерантности как терпимости, равнодушия, снисхождения не отвечает современной социокультурной ситуации, а его прямой перевод как «терпимость» не полностью отражает современный объем данного понятия.

Сущность понятия «толерантность» раскрывается в «Декларации принципов толерантности» — основополагающем международном документе, принятом ООН в 1995 году. «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность — это не то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности на основе признания универсальных прав и свобод человека. Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости — воспитание» [6, c. 7-10].

Таким образом, толерантность вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество. Толерантность — категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих при отсутствии собственных, личных ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностей за счет диалога с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.

Лингвистический анализ понятия «толерантность» дает возможность рассматривать данный феномен с позиции науки.

Интерес ученых, изучающих феномен толерантности, постоянно сопряжен с выработкой научного определения этого понятия. «Сегодня выработка дефиниции «толерантность» является чрезвычайно актуальной задачей не только потому, что в научной литературе по этому поводу господствует хаос и неразбериха, но и потому, что существуют реальные несовместимости и противоречия между предложенными разными авторами определениями и окружающей реальностью» [13, с 101].

Многогранность использования термина «толерантность», по мнению И.Б. Гриншпун, ориентирует нас на два понимания: первое — как индивидуального свойства (стабильного или ситуативного), заключающегося в способности к сохранению саморегуляции фрустрирующих воздействиях среды; и второе — как обозначение способности к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку на основе открытости в относительной независимости от действий другого. В первом случае акцент делается на способность к самосохранению, во втором — на готовность к взаимодействию [5, с. 33].

По мнению автора наиболее распространенное толкование толерантности как «терпимости» неудовлетворительно, ибо предполагает как минимум насилие над собой вопреки собственным внутренним нормам и оно, как любое насилие, не может не привести к нарастанию напряженности, несмотря на сдерживание негативных проявлений в поведении.

Рассматривая толерантность как норму совместимости в мире разнообразия, А.Г. Асмолов соотносит ее значение с правом другого на варианты, правом на действительный мультикультуризм, поликультурность как источник движения в мире. «Толерантность — это признание инаких. Когда вы встречаете, вы не сводите его к общему знаменателю, а признаете его ценность. Толерантность предполагает создание уникального института посредников, которые должны не просто взорвать фундаментализм, а пробудить в нечеловеческих мирах человеческое. Показать, что возможно сосуществование людей с разными взглядами» [1, с. 7].

Г.У. Солдатова понимает толерантность как готовность принять других такими, какие они есть. Толерантность в их понимании не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, она предполагает взаимность и активную позицию сторон. «Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности, интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относиться к позициям и ценнсоям других» [11, с. 7-8].

Б.З. Вульфов раскрывает педагогическую сущность толерантности: «…толерантность понимается как способность человека или группы сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иной менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа социального, у каждой общности, неизменно «соприкасающейся» с другими общностями… Особенность толерантности детей связана с тем, что она складывается с рано проявляющейся у детей способностью не только восприятия окружающего, но и своеобразной ценностной селекцией «социальных» впечатлений, оценкой различных факторов окружающего. Толерантность — объективно динамичный феномен, за которым — ценностные основания, нравственно-психологические ориентиры, которые тоже динамичны» [4, с.

13].

Л.А. Байкова определяет толерантность как «…ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех его индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, полиэтническими, этническими и другими социальными группами, уважении к многообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям» [3, с. 46].

Изучению толерантности как условии самовыражения человеческой индивидуальности посвящены работы А.Н. Асташовой, где отмечается, что «толерантность имеет моральные истоки и может рассматриваться как свойство личности, проявляющееся в умении воспринимать, осмысливать и понимать различные мнения, суждения личности или группы, этнические, ментальные, культурные проявления при сохранении собственной уникальности «непохожести» и движении к достижению мира, понимания и сотрудничества» [2, с. 23]. Многогранность проявления толерантности, по мнению автора, служит основанием для изучения ее в широком диапазоне явлений. Так, толерантность может рассматриваться:

— 50как ценность социокультурной системы, как поведенческий ориентир, актуально представляющий цель активной личности;

— как принцип, в случае, если толерантность переводится в статус руководящей идеи, определяющей деятельность человека, обеспечивающей согласие в социокультурных группах;

— как норма социальных взаимоотношений;

— как идеал, выступающий главным критерием в решении вопросов, стимулом поведения и деятельности личности.

Автором толерантность определяется как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [2, с. 76].

Выделяя эмоциональную составляющую в проявлении толерантности, А.П. Садохин трактует как «чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственными. Толерантность допускает право на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожетательно к мнениям других людей» [13, с. 27].

По мнению В.В. Савельева, толерантность следует воспринимать как высокую степень самосознания, «которая не приобретается от рождения и не формируется стихийно, автоматически, а порождается в результате контактов культур, преодоления конфликтов через культурное взаимодействие, культурный компромисс и плюрализм» [13, с. 56].

Поэтому толерантность позволительно рассматривать как уникальную мировую ценность, интегрирующую в себе не только ряд таких мировых ценностей, как истина, добро и красота, справедливость и любовь, но и опирающуюся на них. Именно толерантность является фундаментом современной глобальной культуры.

Проблема формирования толерантности в рамках теории поликультурного образования разрабатывалась в трудах Б.С. Гершунского, А.Н. Джуринского, Л.П. Ильченко, В.В. Макаева, З.А. Малькова, Л.Л. Супруновой и т.д.

Л.П. Ильченко предлагает наиболее емкое понимание толерантности как устойчивости к конфликтам, отвергая при этом суждения о толерантности как терпимости чего-либо, кого-либо. Она отмечает: «Если разнообразие людей, культур, народов выступает, по мнению гуманистов эпохи Возрождения, как ценность и достоинство культуры, то толерантность представляет норму цивилизационного компромисса между этими культурами и готовность к принятию их логик и взглядов. Она выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на непохожесть» [8, с. 11].

С. Боронбеков дает следующее определение толерантности как «…толерантность — отнюдь не беспринципность, не просто возможность ужиться со всеми, принять все, что существует в действительности, а глубокая убежденность в необходимости существования иного, особенного, без которого невозможно существование целостности» [3, с. 25].

В.А. Тишков понимает толерантность как нетождественное с терпимостью или терпеливостью. «Если терпением выражается чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводится к единообразию или в чью-то пользу» [12, с. 47].

Таким образом, различные взгляды ученых на проблему толерантности показал, что их единство состоит в признании значимости толерантности развития общества и понимании сущности данного понятия как терпимости на современном этапе. В целях наглядного восприятия отличий в приведенных определениях понятия «толерантность», составлена сравнительная таблица мнений, где обозначены отличительные особенности авторских точек зрения (таб. 2).

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что толерантность широкое понятие и никак не может быть ограничена общепринятым переводом терпимость или снисходительность. Несмотря на имеющееся мнение, что толерантность — категория, имеющая отношение к межнациональным отношениям и конфликтам, однако исследования показывают, что имеет различные сферы проявления: межнациональная (поликультурная), религиозная, межличностная, гражданская, политическая, правовая, языковая, профессиональная, межвозрастная.

Таблица Сравнительная таблица отличительных особенностей авторских точек зрения на проблему

толерантности

1 А.Г. Асмолов Искусство жить с непохожим, принятие иного, способ решения конфликтов, норма совместимости.
2 Б.З. Вульфов Способность личности сосуществовать с людьми другого менталитета и образа жизни.
3 А.Н. Асташова Уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков,
    готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.
4 Г.У. Солдатова Готовность принять других такими, какие они есть и взаимодействовать с ними на основе согласия.
5 С.К. Бондарева, Д.В. Колесов Способность без возражений и противодействий воспринимать другое мнение, это доминанта отказа от видов агрессии.
6 А.П. Садохин Чувство терпимости и уважительного отношения к другим.
7 И.Б. Гришпун Индивидуальное свойство и способность к неагрессивному поведению.
8 P.P. Валитова Моральная добродетель личности, характеризующая её отношение к Другому.
9 А.Н. Джуринский Основа поликультурного диалога.
10 Л.П. Ильченко Условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на непохожесть.
11 В.А. Тишков Осознание многомерности мира и общественной среды

Литература:

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. — М.,1998. — С. 3-14.

2. Асташова Н.А. Толерантность как условие самовыражения человеческой индивидуальности // Толерантность в условиях социального и экологического кризиса: Материалы Всероссийской научно- практической конференции. (10-12 сентября 2002г.) / [Под ред. Н.А. Асташовой. — М.: МСПИ; Брянск: БГУ, 2002. — С. 17-Взаимодействие органов внутренних дел, образовательных учреждений и общественных организаций в деле формирования установок толерантности и риалы научно-практической конференции (21 мая 2002 года) / [предисл. и науч. ред. проф. С. Боронбекова]. — Рязань, 2002. — 132 с.

3. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. — 2002. — № 6. — С. 12-16.

4. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.- метод. Ст. -М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002 — 368с. — С.31-40.

5. Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 установок года// Вестник толерантности — М.: МГУ, 2000.

6. Золотухин, В.М. «Терпимость» как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. -Вып.2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — С.7-Ильченко Л.П. Формирование межэтнической толерантности у школьников: автореф. дис…. док. пед. наук. — М., 2005. — 47 с.

7. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная енциклопедия. — Минск: ИООО «Современное слово», 2005. — 719 с.

8. Современный словарь иностранных слов. — М.: Наука, 1993. — 740 с.

9. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М.: Генезис, 2000. -112с.

10. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах. Очерки теории и политики этничности в России. — М.: Русский мир, 1997 — С. 256-274.

11. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. — метод. Ст. — М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. — 368с.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
РАЗДЕЛ 2. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И МИР: НОВЫЙ ПРЕДМЕТ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НОВОГО ПОДХОДА
1.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ РАМКАХ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ?
4.1. Концептуальные проблемы теории интегральной индивидуальности
ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ
Ю.А. Макаров, А.С. Галицкий СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВУЗЕ: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ САМОПОНИМАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСХОЖДЕНИЯ К ДУХОВНО ЕДИНОМУ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА БАЗОВЫХ УРОВНЯХ ОНТОГЕНЕЗА
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНСОТИ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Добавить комментарий