МЕСТО ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Ящук С.Л., Беларусь, г. Брест

Наличие и неуклонный рост разнообразия, различий между отдельными индивидами, этносами, религиями и культурами объективно порождают потребность в их бесконфликтном сосуществовании. Для реализации этой потребности объективно сложился механизм толерантности. Он представляет собой форму компромисса, при котором признаются различия, и существует готовность к уважительному восприятию, признанию права на их существование.

Этимология термина «толерантность» относится к латинскому глаголу tolero — «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол применялся в тех случаях, когда было необходимо «нести», «держать» в руках какую-нибудь вещь. При этом подразумевалось, что для держания и переноса этой вещи человеку необходимо прилагать определенные усилия, страдать и терпеть. Свое широкое распространение этот термин получил в его английской интерпретации — tolerance — где наряду с терпимостью он означает также «допускать».

Сопоставление этих значений позволяет сделать вывод о том, что с помощью этого термина выражается идея меры, до которой один человек может терпеть другого человека или явление, в ситуации, если они даже непонятны, вызывают недоумение, непринятие или сопротивление.

Широкое употребление понятия «толерантность» в большей мере связано с эпохой европейских религиозных войн, в период, когда ни католики, ни протестанты не смогли одержать победу в борьбе друг с другом, и вынуждены были пойти на компромисс. Компромисс предоставлял возможность из взаимного сосуществования. В дальнейшем принцип толерантности расширил свое содержание и получил распространение в культурах многих народов.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантности имеет довольно широкий диапазон интерпретаций и выражает различные типы отношений и настроений. В различных культурах толерантность очерчивает и включает в себя достаточно большое многообразие качественных характеристик. Например, в английском языке этот термин означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность и вещь», в русском — наиболее близким по значению понятию «толерантность» выступает термин «терпимость», что означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования. Поэтому целесообразно определить соответствующие показатели, критерии, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление. Это тем более важно, что само понятие толерантность все еще дискутируется и не приобрело четкого статуса.

В системе отношений динамично развивающейся личности можно выделить толерантное и интолерантное отношения. Возникает проблема их дифференциации, определения места толерантности и интолерантности в системе отношений человека к Другим людям.

Воспользуемся для решения этой задачи кругами Эйлера.

I.

Все многообразие отношений личности к предметам и явлениям окружающего мира. Здесь имеются

Все многообразие отношений личности к предметам и явлениям окружающего мира. Здесь имеются

ввиду субъективные, пристрастные, эмоциональные отношения. Отношения, которые вызывают внутреннюю активность и мотивируют к определенной деятельности.

II. Область неприятия. Совокупность отрицательных отношений личности к предметам и явлениям окружающего мира. Отрицательных не в оценочном смысле «плохо-хорошо», а тех отношений, которые характеризуются неприятием Других людей.

III. Область приятия.

Совокупность положительных отношений личности к предметам и явлениям окружающего мира. При этом, положительных, не в оценочном смысле «хорошо-плохо», а тех отношений, которые реализуются в деятельности по избеганию кризисных явлений во взаимодействии с Другими. Эти отношения детерминируют активность, направленную на уменьшение конфликтности, стремление к принятию Других такими, какие они есть, а не какими их хочется видеть.

IV. Область амбивалентных отношений личности к предметам и явлениям окружающего мира. Это совокупность отношений, которые характеризуются наличием стремлений к взаимодействию с конкретным человеком, но с одновременным отторжением определенных качеств его личности. И, наоборот, человек может вызвать отторжение, неприятие, но ряд его качеств может детерминировать стремление к общению.

V. Область безразличия. Совокупность латентных отношений, не актуализированных до уровня относительно осознанных переживаний. Эти отношения не характеризуются ни принятием, ни отторжением. Они не детерминируют никакой деятельности по направлению к определенному предмету или явлению окружающего мира. Не вызывает никакой значительной активности.

В областях принятия и непринятия человеком Других людей следует выделять более специфические, превентивные отношения. Они отличаются друг от друга особенностями активности к предмету отношения и видом деятельности.

I. Область неприязненных отношений.

II. Область принятия незначительных отношений, возведение их в степень актуальных, детерминирующих внутреннюю активность и внешнюю деятельность.

III. Нетерпение — это специфическая активность характеризуется высокой степенью импульсивности эмоциональных реакций. Это установка немедленного реагирования в ответ на значимые стимулы окружающего мира и гипертрофирование их изначально.

IV. Интолерантность — это отношение, направленное на отклонения от общепринятых норм в поведении, взглядах на жизнь, убеждениях; культурные, религиозные, этнические отличия; гендерные особенности; признаки индивидуальной самобытности и необычности в себе и Других. Оно совершается в виде специфического переживания неприятия, отторжения, подозрительности к необычности, изменчивости в людях и окружающем мире, всему тому, что заметно, значительно выходит за рамки привычного, общепринятого, обыденного.

V. Терпение — это специфическая активность субъекта, направленная на преобразование процессов переживания собственных эмоциональных состояний, состоящая в попытке совладать с ними, подчинить эти процессы волевому контролю. Результатом процесса терпения является либо снижение интенсивности переживания определенных эмоциональных состояний, либо аффективный «взрыв» (так называемая «переполненная чаша терпения»). Следует особо отметить, что терпимость, в отличии от терпения — это не свойство психики, а положительное качество характера в его художественном описании.

VI. Толерантность — это отношение, направленное на отклонения от общепринятых норм в поведении, взглядах на жизнь, убеждениях; культурные, религиозные, этнические отличия; гендерные особенности; признаки индивидуальной самобытности и необычности в себе и Других. Оно совершается в специфическом переживании значительной ценности непохожести, изменчивости в людях и окружающем мире всего того, что заметно выходит за рамки привычного, общепринятого, обыденного.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
4.3. ПРОФЕССИЯ КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТРУДОВОЙ ПОСТ И РАБОЧЕЕ МЕСТО
10.13. Второй эксплицитный пояс транскоммуникативного мира личности - система свободных избирательных, значимых и взаимных коммуникативных отношений личности
СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ОТНОШЕНИЕ К ТРЕВОГЕ И СТРАХАМ КАК РАКУРС ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ИНТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ ДУХОВНОСТИ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЯ
1.6.6. МЕСТО ИСУП В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА
В.Д. Альперович КРИЗИС СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В СВЯЗИ С ЖИЗНЕННЫМИ СОБЫТИЯМИ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы.
Егорова И.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ В РЯДУ ТАКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТОИТ СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ СИСТЕМОЙ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
2.3. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ КАК СУБЪЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ.
ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ.
Добавить комментарий