В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НАЗРЕЛА ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО — ГРАМОТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

В какой — либо сфере деятельности. Культура (не обязательно гуманитарная, художественная, техническая, технологическая, правовая, политическая и т.п.) — высшее проявление человеческой образованности и профессиональтной компетентности..

Только на основе сочетания грамотности, образованности, профессиональной компетентности, культуры и менталитета мы можем говорить о гармонично развитой, высоко духовной личности субъекта высшего образования.

На переломном этапе развития российского общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, их представления о настоящем и будущем, а также анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения. Конфликт «отцов и детей» на сегодняшний день рисуется перед нами как нельзя более остро и явно. Молодые российские граждане оказались в сложной ситуации: крах социально — экономического уклада сопровождается кризисным! состоянием ценностного сознания.

В последние годы в России появилась масса возможностей подзаработать, укрепить свое материально положение, и при этом совершенно не требуется высокий уровень образованности. Эти пути достижения успеха достаточно привлекательны для отдельной части молодых людей, но они пусты и лишь усиливают ощущение духовного вакуума, бессмысленности жизни и временности всего происходящего (Куликова Л.Н.,2000; Чупрова О.Е., Селюч M.F., Пальянов М.П., Ступников В.М., Дмитриева Л.Е., Калита В* С. и др., 2000) «Теневая экономика» для многих становится основным способом выживания, но она также грозит утратой на только чести и достоинтса, но и потерей жизни.

Реальное поведение молодежи и формы негативного поведения требуют наибольшего внимания. Достаточно широко распространены курение, употребление крепких спиртных напитков, наркомания, вступление в беспорядочные добрачные половые связи. В группы с негативным поведением попадают чаще всего не представители гуманитарной интеллигенции (хотя эффект присутсивя не исключен), а сельские жители. Юноши употребляют наркотики в два с половиной раза чаще, чем девушки, а дети не добившихся успеха родителей — в полтора раза чаще, чем их более благополучные сверстники. При этом их реальное материальное положение не имеет значения. (Волков Ю.Г. с соавт., 2001)

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что свои интеллектуальные, твроческие споосбности молодые люди оценивают весьма низко. В глазах молодежи продолжает быстро падать., ценность, умственного труда, образования и знаний; Даже студентами обладание знаниями цениться очень низко. Сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи,. продолжается процесс интеллектуального оскуднения, умственного вырождения российской нации вследствие усиления социального и имущественного неравенства.

Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чужой и архаичной. Сознанием молодежи овладевает культ моды, вещизма и потребления, тем самым все больше приобретая универсальный характер; Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимаются большей частью как анахронизм. Между тем именно этническая? культура является фундаментально значимым элементом в социокультурном контексте. Без этого не возможно формирование патриотических чувств, знания истории и традиций своего народа.

Кординально изменилось отношение современной молодежи к власти и политике, к любви и браку, к культуре и образованию.

Высшее образование всегда функционирует в рамках определенной культуры, оно вписано в ту или иную систему культуры (Шаповалов В.А., 1996).

От того, какое будущее у нашей этнической культуры будет зависеть и состояние высшего образования, а вместе с ним и будущее наших потомков. В исследованиях культурологов под руководством Э.А. Орловой (1987) вычленяются неспецифические и специфические формы или сферы структурной модели культуры. Специфические формы в силу разделения труда на специализированные сферы культуры включаются в механизм регулирования сознания индивида немного позже чем неспецифические. Данные формы социокультурной практики включают в себя дружеские, интимные, семейные отношения, обыденную эстетику, различного рода суеверия и мистику, моральные нормы, регулирующие отношения между индивидами, образуя в целом обыденную сферу культуры. Между обыденной и специализированной сферами культуры существуют механизмы внешних и внутренних связей; к ним относятся средства коммуникации, здравоохранение и образование.

Именно образование — один из тех каналов, которые позволяют индивиду (группе и обществу) осваивать знания, накопленные в специализированных сферах культуры и использовать их на уровне обыденной жизни. (Шаповалов і В.А., 1996)

Огромное значение в этом процессе приобретает воспитание. От того, в какой I мере система воспитания, ее формы и методы, структура будут органично включены в процесс общей профессинальной подготовки и ориентированы на ее конечный результат, зависит подлинная эффективность работы в вузе.

Внимание студентов при формировании их нравственного сознания необходимо сосредотачивать на становлении гуманистических и социально значимых ценностей образцов гражданского поведения. При этом следует сделать акцент на повышении уровня академической культуры преподавателей, особенно молодых.

В Ставропольском государственном университете, как отмечалось выше, разработа и внедрена в практическую деятельность концепция воспитательной! работы, которая постоянно дополняется положениями разного рода организации научно — исследовательской, внеучебной деятельности студентов, которая способствует повышению общего уровня культуры. В качестве форм воспитательно работы, оприрающихся на основные области жизнедеятельности субъектов высшего образования, определены следующие: труд (учеба), образ: жизни, семья и быт, социально профессинальная ориентация, культурно-массовая работа, КВН, спортивно — массовая и оздоровительная; работа. Большое знаничение при этом имеет функционирование интитута кураторства и горизонтальная структуризация воспитательной работы со студентами на кафедрах в рамках определенного факультета. Академическая группа является первым звеном в данном процессе.

Человек — наиболее сложный целостный феномен природы, структура его многопланова и, согласно утвердившейся традиции, развивавшейся; в отечественной науке, человек рассматривается как двойственное- духовно -материальной существо (Н.Н; Бердяев, СЛ. Франк, М.М. Бахтин, СЛ. Рубинштейн и др.) В качестве формирующей основы жизни конкретного индивида, по мнению М.м. Бахтина, выступает противоречие между материальными и духовными аспектами бытия. Чрезвычайно важны высказанные им идеи о том, что субъективная ценность личности з является смысловой ценностью, и посредством ее реализации; для; человека выступает пространство и время. (Бахтин М.М., 1986).

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
2.4.3. Российская психология труда в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы и в настоящее время
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТРОЙ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК.
ТЕМА 18 . СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
12.1. Проблема "модели специалиста" психолога труда и профконсультанта
1. Проблема «модели специалиста» психолога труда и профконсультанта
5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения
2.5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения
Смыкало Л.В. ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ НАСИЛИЯ И ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ
Петрова Е.А. РАБОТА С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ:ПРОБЛЕМА СОЗАВИСИМОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Гаранина Жанна Григорьевна ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
2. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
Добавить комментарий