НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Агафоночкин Н.Г., Россия, г.Кизляр
Последние десятилетия XX века и начало XXI века в России оказались насыщенными социальными потрясениями открытой нетерпимости. Нашу страну не обошли получившие распространение в XX в. во всех частях мира гражданские, религиозные и этнические кризисы и конфликты, в связи с этим общество ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом.
Исследования проблемы этнической толерантности активизируются в нашей стране в связи с тем, что вопросы состояния, динамики и взаимосвязь межнациональных и межконфессиональных отношений, их влияние на социально-политическую и морально-психологическую атмосферу в стране в целом и отдельных регионов в частности, в последние годы становится все более актуальной. Особую общественно - политическую значимости эти проблемы приобретает в условиях Северо-кавказского региона РФ и, в особенности в Дагестане.
Интеграционные процессы, происходящие здесь, меняют ранее созданное национальное, культурное, конфессиональное развитие; в современных условиях усиливается роль религиозного фактора, активизируется деятельность религиозных организаций в социально-политической жизни общества. С начала 90-х гг. XX века в России и в ряде ее субъектов наблюдается заметная активизация ислама, усиливается его роль в различных областях жизни страны. Лишенные коммунистической идеологии и не очень понимающие в «мировых» ценностях дагестанские народы активно восприняли эту «новую исламизацию» со всеми ее различными течениями. В современном Дагестане острота проблемы толерантности усиливается и в связи с ростом социального расслоения, этническими и религиозными противоречиями, которые приобретают характер латентных и открытых конфликтов. В этот сложный период переоценки ценностей, в период вхождения России в единое мировое образовательное пространство, проблема поликультурного образования и воспитания молодежи стала актуальна для Дагестана образование - образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде. Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов, и в то же время оно ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.
В полиэтноконфессиональном Дагестане, на территории которого проживают представители более 100 национальностей, исповедующих ислам, христианства, иудаизм, под влиянием процессов глобализации и регионализации происходит трансформация этноконфессинальных отношений. Анализ основных особенностей межэтнического взаимодействия на Северном Кавказе в целом и в Дагестане в частности показывает, что в республике существуют основы для этнической толерантности в виде близости культурных традиций населяющих ее народов, развитость культурных механизмов, регулирующих конфликты межэтнической комплементарности. В условиях Дагестана воспитание толерантности требует учета следующих факторов, негативность некоторых исторических традиций, этносов и народов; сложный полиэтнический, полилингвистический и поликонфессинальный состав населения; амбициозная позиция ряда религиозных руководителей и этнических элит; проявления среди населения определенных форм нетерпимости по отношению к тем или иным этносам и конфессиям.
Толерантность - это фактор, стабилизирующий любое сообщество людей, направляющий отношения в обществе в мирное русло, связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой своего народа. Однако неправомерно полностью отказываться от опыта реализации советского интернационализма. Особый трагизм истории отдельных советских народов и те репрессии, которые сталинский режим осуществил в их отношении, не могут перечеркнуть тот факт, что официальная идеология, подкрепленная мощным механизмом партийно-государственного воздействия, нацеливала на восприятие дружбы и равноправия больших и малых народов СССР, уважения и понимания их культуры, традиций и обычаев. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и ее историю также было подчинено идее единения всех советских народов. Особый вклад в решение этой задачи весло советское искусство. Проявление национализма и неуважительного отношения к представителям других народов жестко пресекались.
Причем задействованы в этом были не только правоохранительные органы, но и партийные и общественные организации. Особую роль играли школа, комсомольская организация, армия, рудовые коллективы, которые целенаправленно работали с подрастающим поколением. Это система не была идеальной, но работала достаточно эффективно, создавая барьеры для этнического экстремизма. Думается, что в условиях современной России многое из советского опыта могло быть использовано в той или иной степени в деятельности российских политических партий, общественных организаций, в государственных СМИ, в системе образования, учреждениях культуры.
Этнодемографические процессы, происходящие в мире и в нашей многонациональной стране, оказывают на молодое поколение реальное воздействие, которое следует учитывать при разработке теорий и организации практики формирования толерантного сознания. Особое значение имеет учет отношений наций и народностей родной страны, позитивных и негативных явлений в этой сфере. Отсутствие адекватной политической и правовой оценки межэтнических конфликтов со стороны государства приводит к тому, что его институты утрачивают авторитет гаранта мира народами и личной безопасности людей. Перемещение масс беженцев, лишение их крова, средств к существованию, погромы, захваты заложников, безвинные жертвы - все это создает резко отрицательный межэтнический социально-психологический климат. Процветает эгоизм, сеющий национализм в открытых душах детей. Межэтническое напряжение возникает и в результате объективных миграционных и демографических процессов.
В условиях отказов государства от собственной идеологии активизировались альтернативные идеологические системы, предлагающие свои утопические проекты политического социально - экономического, духовно-нравственного реформирования российского общества. Одно из таких альтернативных проектов сегодня и выступает и идеология религиозно-политического экстремизма.
Основное содержание и смысл идеологии религиозно-политического экстремизма северно- кавказского регионе заключается в том, чтобы вырвать национальные республики с преимущественным мусульманским населением и состава Российской Федерации. Средством реализации этой цели является терроризм с многочисленными формами с проявлением, которого в последние годы мы все сталкиваемся.
Что может противопоставить власть и общество и как вести работу с населением особенно с молодежью, как социальные группы наиболее подверженные риску экстремизма? В современных условиях нашего общества нужна система образования, способная разоблачать порочность экстремисткой идеологии и практики, формировать широкий кругозор знаний, прививать гуманистические ценности и мораль, обогащать жизнь людей здоровыми целями и нравственным смыслом, развивать способности самоанализа критического мышления научного склада ума, логики используя при этом все эффективные средства эмоционального и рационального воздействия на людей.
Сегодня нельзя не учитывать роль религии в воспитании подрастающего поколения дагестанцев. Распространение религиозного и культурного образования, способствует развитию межконфессионального диалога и вопреки представлениям о внутренней консервативности религии и ортодоксальности богословия, позволит создать систему межкультурной коммуникации. Напротив, в исламе существует культурный пласт дервешских орденов, эти ордена аналогичны существованию монашества в православии и католицизме. Известная мудрость дервишей или странствующих монахов близка в современном представлении о толерантности. В средние века дервиш Мухаммед аль-Варавий указывал на то, что истина далека от знания, но близка к общению, то есть он подчеркивал приоритет общения перед законченными знаниями. Поэтому все большую роль в воспитании толерантности как одного из условий формирования культуры мира играют такие институты народной дипломатии, как маслиат (примирение), Совет старейшин джамаата, куначеств. Опора на эти традиции как на систему компромиссов, примирения приводит к отказу от насильственных мер, предотвращает доведение конфликта до необратимости. Эти морально -этические нормы дагестанских народов позволяли людям наряду с храбростью, мужеством, отвагой проявлять и такие прекрасные качества, как великодушие, взвешенность, терпимость, сдержанность и уступчивость, умение слышать и слушать собеседника.
<< | >>
Источник: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2011

Еще по теме НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ:

  1. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  2. ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  4. БОЛЬШАЯ КОНТАКТНАЯ ГРУППА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  5. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ
  6. УДК 159.922.ВА. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ БЕЛОРУСОВ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ
  7. ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  8. В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  9. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  10. Шершнёва Т.В. ОТНОШЕНИЕ К ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  11. Макарова А.П. восприятиЕ образа политического лидера в Молодежной среде
  12. Магомедо в Д.З., Омарова П. О. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  13. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
  14. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ