ОБЩЕЕ В КОНЦЕПЦИЯХ АДЛЕРА И ЮНГА

Это понимание смысла

жизни как интегрирующего фактора человеческой жизни, интегральной основы личности. В дальнейшем эта точка зрения, намеченная в глубинной психологии, была принята экзистенциальными психологами в лице В. Франкла, С. Мадди, Дж. Бьюдженталя. В отличие от Адлера, для которого смысл жизни выступает как личностная структура, формирующаяся в раннем детстве и остающаяся неосознанной большую часть жизни, Юнг полагает, что смысл жизни обретается индивидом в контексте человеческой культуры. Таким образом, в индивидуальной психологии принято положение, согласно которому источником смысла жизни является индивидуальный смысловой опыт личности, аккумулированный в раннем возрасте; в аналитической психологии предполагается, что смысл жизни про- изводен от культурных смысловых универсалий — духовных ценностей. Ввиду данного различия в индивидуальной психологии смысл жизни постулируется как изначально интрапсихологическое образование, а в аналитической психологии — как продукт интериориза- ции личностью культурных ценностей, то есть сначала как интерпсихологическая реальность, а потом как интрапсихологическая структура личности. Еще одно различие прослеживается во взглядах Адлера и Юнга на возможность человека адекватно осознать смысл своей жизни. Адлер убежден, что человеку не дано понять смысл своей жизни до конца, хотя он может обладать более или менее адекватным объяснением своего жизненного пути. Юнг, напротив, считает, что понимание смысла жизни — это специальная рефлексивная задача для индивида, от решения которой зависит успешность индивидуализации личности.

Несмотря на некоторые расхождения, теории Адлера и Юнга сходятся в главном — в утверждении человека активным, свободным и ответственным субъектом, решающим проблему собственной жизни. Представление о человеке как субъекте жизни было унаследовано в последующем гуманистическими и экзистенциальными теориями и остается главенствующим в современной психологии жизненного пути.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
§1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В РАБОТАХ А. АДЛЕРА И К. Г. ЮНГА
Альфред Адлер
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. Г. ЮНГА
СОГЛАСНО АДЛЕРУ, НЕВРОЗ
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ ПСИХОТЕРАПИИ А. АДЛЕРА
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ А. АДЛЕРА
2.8. ТИПОЛОГИЯ К. ЮНГА
Альфред Адлер. ПОНЯТЬ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА, 0000
§ 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ А. АДЛЕРА
СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ К. ЮНГА И П. В. СИМОНОВА
Критика работы Юнга «Превращения и символы либидо»
4.3 КОНЦЕПЦИИ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА (КОНЦЕПЦИИ УЧЕНИЯ)
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ С. Л. РУБИНШТЕЙНА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ КОНЦЕПЦИЙ
Раздел I. Общее представление о педагогической психологии
Лытов Д.А., Лытова М.Ф. Многофакторный тест для диагностики типов по системе К.Г.Юнга
ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ (ТЕОРИЯ ЮНГА—ГЕЛЬМГОЛЬЦА)
20.1. Общее понятие о личности
7.1. Общее понятие об ощущении
Добавить комментарий