ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Ким И.В., Россия, г. Элиста

В последнее время появляется большое количество статей, авторы которых пытаются представить события на Кавказе как результаты межрелигиозного конфликта между представителями православия и ислама. В настоящей статье автор делает попытку осветить истинное положение дел в горной республике, проведя анализ особенностей развития толерантных межрелигиозных отношений на Северном Кавказе.

«Порой внутренние политические процессы негативно влияют на межконфессиональные отношения. Это характерно и для Азербайджана, и для Дагестана, и, особенно, для Чечни. На Кавказе сегодня большую проблему представляет вахабитское движение, но и гражданские власти и мусульманское религиозное управление прилагает все силы, чтобы ограничить распространение вахабизма в Азербайджане и Дагестане» — заявил Владыка Александр, епископ Бакинский и Прикаспийский «Что же касается межконфессиональных отношений, столь любимых средствами массовой информации, то в Дагестане такой проблемы нет. Не потому, что ее скрывают — ее просто нет. И веротерпимостью здесь называют не молчаливое недовольство мусульман христианами, а почтительное отношение к духовности ближнего» — утверждает Кафедрального Свято-Успенского Собора г. Махачкалы, протоиерей Н. А. Стенечкин.

На Кавказе всегда оказывали серьезное влияние этнические традиции, основанные на религиозных воззрениях мусульман, христиан и иудеев. История народов Кавказа знает многогочисленные примеры, когда слово старейшин на годекане останавливало кровопролитие, вера служила основой для обязательной благотворительности — закята у мусульман и поддержки малоимущих у иудеев и христиан , религия служила основой крепкой семейной морали.

На Кавказе отмечен редкий феномен народов, разные группы которых бесконфликтно исповедовали две столь разные религии, как христианство и ислам (осетины и абхазы).

В настоящее время этнорелигиозный фактор имеет значительный потенциал для корректного, бесконфликтного развития гражданского общества на Кавказе.

Для этого существует ряд объективных предпосылок. Во-первых, у православных, мусульман, иудаистов и буддистов отсутствует почва для доктринальных разногласий, поскольку каждая из этих религий восходит к собственному источнику вероучения. Во-вторых, каждая из этих религий имеет традиционную национально-культурную среду бытования, поэтому их адептам не свойственны установки на привлечение в свои ряды последователей других религий. В-третьих, присущая им общность основных этических ценностей благоприятствует взаимопониманию их приверженцев, обеспечивает предпосылки к взаимодействию и сотрудничеству в социально-гуманитарной сфере. В-четвертых, их сближают общие интересы и озабоченность общими

проблемами. Среди них — содействие сохранению межнационального мира и согласия в многонациональной стране; противостояние угрозам национально-культурной самобытности народов, нивелирующим последствия процессов глобализации, экспансии массовой культуры; защита своих приверженцев от экспансии чуждых им религиозных движений.

Литература:

1. Годекан — дагестанское название совета старейшин, собираемого для решения важнейших вопросов жизни общины. (примечание автора).

2. Закят — один из актов поклонения, обязательный для каждого мусульманина (Коран 2.177)

3. «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» Притчи 14.«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» Матф. 5.Стенечкин Н.А. Православие в Дагестане // Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы северокавказской научно-практической конференции (15 октября 2003 г.). Составитель К. М. Ханбабаев. Махачкала: Юпитер, 2004. С. 436.

4. Телепрограмма «Православная Энциклопедия» (Эфир на ТВЦ 23 августа 2003 года)

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЭКСТРЕМИЗМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Дмитриев ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВЕННОГО РОДСТВА У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ТРАДИЦИИ НАРОДОВ КАВКАЗА: ПОТЕНЦИАЛ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Особенности построения взаимоотношений студента с сокурсниками
9.8.4. Особенности построения взаимоотношений студента с сокурсниками
Особенности построения взаимоотношений студента-психолог с преподавателями и администрацией вуза
9.8.3. Особенности построения взаимоотношений студента-психолога с преподавателями и администрацией вуза
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА КАК СПОСОБ НАЛАЖИВАНИЯ МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА
Лю Ц.Ф. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
МЕСТО ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
ОТНОШЕНИЯ «СВОЕГО» И «ЧУЖОГО» В ПАРАДИГМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Тупоногова Н.Б., Борисова С.Н. ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ:МУЗЫКАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Ю. С. Смирнова ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПРОТИВ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ
Толкачева Е. С. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКА
Ю.С. Смирнова ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ / СПИДом
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ IV-XVIII ВВ
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАН, ОТКАЗЫВАЮЩИХСЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
И.Ш. Уруджева ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ С КАВКАЗА К НОВОЙ СРЕДЕ
СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Добавить комментарий