ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НПО К ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИИ В ОБУЧЕНИИ

Проблема коммуникативной компетентности преподавателя наиболее актуальна в учреждениях НПО, откуда ежегодно выпускают рабочих различного профиля по способностям, не соответствующим выбранной специальности. Причиной несоответствия является негативное влияние окружающей среды на активность личности и развитие биологических задатков, вследствие чего подростки вынуждены социализироваться в заведениях начального профессионального образования.

По социальному составу более 76% учеников ПТУ — дети из семей асоциального типа и маргинальных семей, около 7% — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Главная задача ПТУ — социализация трудных подростков через получение профессии и последующее трудоустройство. Чтобы их знания и способности соответствовали выполняемой работе, они должны быть компетентны. На наш взгляд, это лучше осуществить через интерес, с одной стороны, и через мотивацию к получению профессии, с другой. Использование игровой деятельности в профессиональной подготовке учащихся ПТУ улучшает межличностные отношения, стабилизирует психологический климат в учебном коллективе и, в конечном итоге, способствует реализации компетентност- ного подхода в обучении.

Интеграция игровой деятельности в традиционную классно-урочную систему привнесет в образовательный процесс уникальные функции, часть которых присуща только игре: развлекательную, коммуникативную, игротерапевти- ческую, социализирующую. Игровая деятельность должна присутствовать на всех уровнях и пронизывать всю программу предмета, что гарантирует стабильность субъектно-объектного взаимопонимания, а также высокое усвоение учащимися учебного материала.

Игровая технология

 Игровая технология

Игровая деятельность используется для активизации и интенсификации учебного процесса в четырех случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела; в качестве технологии урока или его фрагмента; как технология внеклассной работы; как элемент другой технологии.

Проблема в том, что «разовая» игра дает разовый кратковременный эффект. Целиком «проигрываемая» программа предмета имеет ряд преимуществ, по сравнению с фрагментным применением игровой деятельности: эмоциональная приподнятость на всем протяжении изучения программы предмета; творческий характер образовательного процесса; свободная, но направляемая развивающая деятельность.

Механизм игровой деятельности опирается на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении и самореализации. Игровая форма обучения способствует использованию различных мотивов: коммуникативных, моральных, познавательных. Проблема заключается в умелом использовании преподавателем игровой деятельности, для достижения максимальной мотивации и наилучших результатов обучения.

Создание программы предмета как игры — сложная творческая задача. Продумывание игровой деятельности начинается с верхнего уровня и движется к урокам-играм. Для проработки программы предмета как игры необходимо знать классификацию педагогических игр и возможные последствия их применения. Вариативность игр не ограниченна, что гарантирует оптимальное использование имеющихся в распоряжении материальных, человеческих, информационных, социальных и духовных ресурсов.

Необходимым условием является открытость игры для участников, а также знание и понимание правил игры. В этом случае с учащихся снимается большая часть психологической нагрузки, создаваемая балльной оценочной системой, а с преподавателя — поиском индивидуального подхода к учащимся.

Управление игрой — неотъемлемая часть процесса. Уникальность игры заключается в том, что при стихийном развитии в конечном итоге она является управляемой и ведет к заранее поставленной цели.

Педагог должен обладать актерским мастерством и ораторским искусством для решения ряда задач: выбор игры; предложение игры учащимся; оснащение игры; распределение ролей; развитие игровой ситуации.

Игра «Союз Великих Станочников» предназначена для изучения дисциплины «Металлорежущие станки». По окончании изучения предмета каждый учащийся должен войти в Союз Великих Станочников, для чего необходимо соблюсти ряд условий и выполнить определенный набор требований. Для вхождения в Союз следует стать членом каждой гильдии и сдать норматив преподавателю или председательствующей группе. Ученик, ставший первым Великим Станочником, выбирается ее председателем и вместе с преподавателем рассматривает следующие две кандидатуры (три Великих Станочника являются председательствующей группой), после чего преподаватель отходит на второй план, а председательствующая группа в процессе внеклассной работы утвер-ждает или отклоняет новые кандидатуры (преподаватель выполняет выборочную проверочную работу, оценивая справедливость решений).

Игровая технология по дисциплине «Металлорежущие станки»

Гильдий шлифовальщиков в зависимости от количества учащихся в группе может быть несколько (допустим, две). Первые два ученика, сдавшие норматив преподавателю, выбираются председателями гильдий шлифовальщиков. Дальше ученики сдают нормативы председателю или выбранному председателем помощнику. Ученик волен выбирать в какую из гильдий шлифовальщиков ему вступать (сдавать норматив). Если преподаватель выборочной проверкой обнаруживает некомпетентного члена гильдии, то гильдия наказывается дополнительными заданиями, председатель снимается с поста и выбирается новый председатель голосованием гильдии, некомпетентный член гильдии сдает норматив снова. Председатель гильдии имеет приоритет при вступлении в Союз Великих Станочников. Перед тем, как стать членом Союза, председатель должен подготовить себе замену.

Приоритет при вступлении в гильдию имеет Главный конструктор (Главный оператор, Главный шлифовщик). Для вступления в Гильдию шлифовальщиков необходимо сдать норматив на Мастера Шлифования, т.е. быть конструктором, оператором и шлифовщиком. Первые два-три ученика (допустим, три), сдавшие преподавателю норматив конструктора, становятся Главными конструкторами и принимают нормативы у последующих. Если преподаватель выборочной проверкой обнаруживает некомпетентного Конструктора, то Главный конструктор, утвердивший его кандидатуру, снимается с должности и наказывается дополнительными заданиями. Главный конструктор при переходе в Гильдию должен подготовить себе замену.

Уроки проводятся в игровой форме с применением педагогических игр. Закрепление материала происходит в процессе движения учащихся по иерархическим ступеням игры. Для игры возможна разработка атрибутики (отличительные признаки мастера, председателя гильдии, члена союза). В игре осуществляется личностно-ориентированный подход. Проблема общения с наиболее трудными учениками решается посредничеством через Главных конструкторов и Председателей.

Обучение преподавателей игровым технологиям в рамках педагогической акмеология решит проблему коммуникативной компетентности.

Литература

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с. — (Психол. наука — школе).

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. —

192 с.

3. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. — М.: МПУ, 1996. — 269 с

4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Серпионова Елена Игоревна ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ «КЕЙС-СТАДИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ИГРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Цатурян М. О. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАДАЧ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Павловская Т.В. социализация подростков в условиях применения интенсив-ных педагогических технологий
ТЕМА10. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Обучение, подготовка группы
5.3. Подготовка к предпринимательской деятельности в период обучения в вузе
Добавить комментарий