В ПОИСКАХ ГУМАННОЙ СМЕРТИ

Как мы видели, опыту умирания посвящено значительное количество исследований. Невежество и забвение постепенно уступают место более реалистичному взгляду на про-блему смерти. Тем не менее может пройти немало времени, прежде чем в обществе возоб-ладают передовые взгляды ряда исследователей в области психологии. Мы очень хорошо заботимся о здоровье наших умирающих родителей, предоставляя им необходимую меди-цинскую помощь и системы жизнеобеспечения. Но мы очень мало думаем о том, чтобы помочь им справиться с охватывающим их беспокойством и мыслями о приближающейся смерти. Нередко со смертельно больными людьми окружающие обращаются недостаточ-но гуманно. Таких больных могут изолировать от любимых и близких им людей в сте-рильном окружении, а жизненно важные для них решения принимаются без учета их соб-ственных желаний. И в настоящее время пациенту зачастую не сообщают диагноз, а если он выражает недовольство по поводу лечения, ему предлагают седа-тивные препараты. По сравнению с ужасающе холодной больничной атмосферой смерть в домашней обстановке, в окружении знакомых людей и предметов, кажется почти роскошью.

В последнее время, однако, врачи и другие медицинские работники чаще сообщают прав-ду умирающим людям об их состоянии. Согласно новейшим представлениям, считается, что умирающему пациенту следует предоставить некоторую

степень автономии. Так, например, возможность определять, какое количество обезболи-вающих или седативных препаратов они будут получать, может дать пациентам ощуще-ние того, что они все еще контролируют некоторые аспекты собственной жизни. Это очень важно для людей, которым в противном случае может казаться, что их существова-ние определяется силами, не находящимися под их контролем. Действительно, результаты некоторых исследований показывают, что практически любое животное, будь то собака, крыса или таракан, часто отказывается от жизни, если чувствует, что она уже не находится под их контролем (Selig-man, 1974).

В одном из экспериментов крыс помещали в воду и определяли время, в течение которого они смогут продержаться на плаву. Некоторые животные боролись за жизнь около 60 часов, другие почти сразу опускались на дно и тонули, как только их помещали в воду. Почему их реакции были столь различны? Крыс, которые умирали быстро, в течение длительного времени перед экспериментом держали в одиночестве, из-за чего они чувствовали себя беспомощными и поэтому сдавались без борьбы. Животных, которые длительное время боролись, не содержали в изоляции и поэтому они старались выжить. Практически аналогичная ситуация происходит с людьми, когда их на долгое время помещают в дома престарелых или больницы. Пожилые люди чувствуют, что больше никак не могут контролировать свое существование, и прекращают бороться за собственную жизнь. Напротив, те, кто всю жизнь активно контролировал окружающую жизненную обстановку, могут попытаться контролировать и персонал больницы или дома престарелых. Несмотря на то что с такими пациентами бывает трудно найти общий язык, они, как правило, живут дольше (Tobin, 1988).

Мы уже упоминали о том, что смерти боится лишь относительно небольшое количество пожилых людей. Тем не менее у стариков есть другие страхи, связанные с процессом умирания. Пожилые люди опасаются длительного, мучительного конца и не хотят зави-сеть от окружающих. Они также боятся потерять рассудок и достоинство. Некоторые да-же упоминают о том, что желали бы для себя «хорошей смерти», не связанной с агонией и деградацией. Поиски «хорошей смерти» привели к изменению отношения к умирающим людям. Были созданы хосписы, и люди обрели право на гуманную смерть.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
«В ПОИСКАХ ГУМАННОЙ СМЕРТИ»
В ПОИСКАХ ГУМАННОЙ СМЕРТИ
Поиск смысла и нравственный поиск
«СТРАХ СМЕРТИ»
СТРАХ СМЕРТИ
«ВСТРЕЧА С СОБСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ»
ПРАВО НА СМЕРТЬ
ВСТРЕЧА С СОБСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ
ИНСТИНКТЫ СМЕРТИ
ПРАВО НА СМЕРТЬ
ОТРИЦАНИЕ СМЕРТИ
ВСТРЕЧА С СОБСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ
ОЗАБОЧЕННОСТЬ СМЕРТЬЮ
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СМЕРТИ.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ РАЗМЫШЛЕНИЯ И СТРАХ СМЕРТИ
ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ИСЛАМЕ.
ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ИСЛАМЕ.
ПОДБЕРЁЗКИН М.А. ПОНИМАНИЕ СМЕРТИ ДЕТЬМИ
СТРАХ СМЕРТИ (DEATH ANXIETY)
Добавить комментарий