ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Викторова Л.П., Россия, г. Санкт-Петербург

Этническая идентичность — осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Этническая идентичность приобретается по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде. Человек усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы окружения. Этническая идентичность удовлетворяет, с одной стороны, потребность в самобытности и независимости от других людей, с другой — потребность в принадлежности к группе и защите.

Этническая самоидентификация — сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной этнической общности. Одним из процессуальных факторов самоидентификации является образование и формируемые им ценности. В условиях многомерной глобализации на первый план выходят проблемы воспитания, связанные с преодолением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в разных странах. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общечеловеческого дома.

Ведущие страны мира относятся к многокультурным и многонациональным сообществам. Необходимость обеспечить толерантное сосуществование в этих странах больших и малых этносов порождает потребность поликультурного воспитания как инструмента и принципа педагогической политики. Поликультурное воспитание должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой. Оно делает акцент на взаимосвязи культур и способствует адаптации к друг другу этнических групп при отказе национального большинства от культурно-образовательной монополии.

Поликультурное воспитание предусматривает межнациональное взаимодействие, формирует чувство взаимопонимания, противодействует дискриминации, национализму и расизму.

Оно сфокусировано на освоении отечественной и мировой культурно-образовательных ценностей, взаимодействии различных культур в плюралистической культурной среде, адаптации к иным культурным ценностям, приобретении навыков общежития с представителями иных наций.

В поликультурном воспитании важен учет этнических и национальных особенностей. Поликультурное воспитание выступает в виде альтернативы интернациональному воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры, что было условием идеологического единства общества.

В современной России поликультурное воспитание означает интегративный процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим. Объективно ведущую роль в российском образовании должна играть русская культура, важно учитывать также, что народы России относятся к различным цивилизационным типам и, следовательно, нуждаются в разнообразных моделях воспитания.

В ведущих странах мира поликультурное воспитание имеет свои особенности. В российском образовании активно разрабатывается энопедагогическое направление, основателем которого является Г.Н. Волков.

Поликультурное воспитание в современном обществе призвано поддержать существование больших и малых наций в условиях интеграции.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
ТЕМА 2 0 . ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
Глава 1. ЭТНИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Структура и развитие этнической идентичности
В.А. Кривошеее ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕЛОРУСОВ
ПРИРОДА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
О ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ?
Бублик М.М. ПРЕИМУЩЕСТВА ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
МАМЕДОВА З.З. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЕТИСОВ И АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ
Хаматкоева Л. Б. Шукашвили В. Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Осьмак Е. О. ДИНАМИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭМИГРАНТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗ РОССИИ В США
Баянова Л. Ф. Багаева М. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Добавить комментарий