ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Это форма его существования в структуре индивидуального сознания, которая заключается в более или менее полном и адекватном осознании субъектом общей смысловой направленности индивидуального жизненного пути, в системе представлении субъекта о содержании смысла своей жизни.

Понимание смысла жизни в данной работе изучается преимущественно в результативном аспекте как индивидуальная внутренняя концепция смысла жизни, складывающаяся в результате осознания, рефлексии личностью смысла своей жизни. Ко — нечно, наряду с результативным аспектом понимание смысла жизни можно выставлять в процессуальном аспекте как мыслительный процесс понимания, результирующийся осознанием смысла жизни, и в мотивационном аспекте как специфическую потребность в понимании смысла жизни. Понимание смысла жизни является субъективной репрезентацией жизненного пути, фиксирующей одно из его объективных свойств — общую смысловую направленность. Ввиду данного обстоятельства понимание смысла жизни выполняет функцию осознанной регуляции жизненного пути, посредством чего субъект намеренно и произвольно подчиняет свою жизнедеятельность реализации смысла жизни, то есть поднимается на уровень осознанной произвольной саморегуляции, самодетерминации жизненного пути.

В осознанной и произвольной форме смысловая регуляция жизненного пути предстает как смысловая саморегуляция. Смысловая саморегуляция жизненного пути — это преимущественно осознанное, целенаправленное, произвольное планирование, построение и преобразование субъектом собственного жизненного пути в соответствии со смыслом своей жизни, осуществляемое на основе его понимания.

Необходимо отметить, что смысловая саморегуляция не покрывает всей системы осознанной произвольной саморегуляции жизненного пути личности. Смысловая регуляция представляет важное звено этой системы и соответствует, в терминах С.Л.Рубинштейна, подсистеме побудительной регуляции жизненного пути . Смысловые структуры, задействованные в смысловой регуляции жизненного пути, обеспечивают энергетическую подпитку и наполняют смыслом содержательную сторону мотивации жизнедеятельности субъекта. Смысловая регуляция является исключительной функцией личности и в этой связи выполняется теми структурами, которые диктуют мотивационное содержание, смысловое наполнение активности субъекта, а именно терминальными , личностно-смысловыми , содержательно-смысловыми [1 42] особенностями личности. Иными словами, структуры и процессы смысловой регуляции жизненного пути ответственны за «содержательно-смысловую сторону регуляционных процессов, содержание внутреннего смысла деятельности для субъекта, за содержание побуждающих мотивов…» [121, с. 167]. Хотя, конечно, психическая регуляция жизненного пути смысловой регуляцией не лимитируется, так как, согласно общей концептуальной модели психической регуляции, существует другой блок регуляторных структур, детерминирующих формально-динамические, временные параметры психического регулирования и контролирования или исполнительскую регуляцию . Эти регуляторные структуры объединяются в инструментальную подструктуру личности , индивидуально-исполнительский или экспрессивно-инструментальный [ 142] уровень личностного устройства, который служит адекватной исполнительской операционализации и инструментализации смысловых отношений субъекта.

С точки зрения мультирегуляторной модели личности , сводящей в единую систему большинство уровней и подсистем психической регуляции, смысловая регуляция жизненного пути также является одним из высших уровней психической детерминации. Если нижележащие уровни психической регуляции обеспечивают ориентировку субъекта в объективных свойствах, связях и закономерностях жизненного пути и локальных жизненных событий, то смысловая регуляция служит для ориентации субъекта в устойчивой структуре смысловых связей между событиями жизненного пути и индивидуальным смыслом жизни. Подчинение жизнедеятельности субъекта устойчивой и инвариантной структуре смысловых связей связано с реализацией логики смысложизненной необходимости как одной из плюралистичных логик психической регуляции. Данная логика существует как разновидность смысловой логики или логики смысловой необходимости, присущей исключительно личности как внутренней инстанции психической регуляции [ 144; 164]. Если личность во всех своих проявлениях культивирует общую логику смысла, то личность в своей частной ипостаси — как субъект жизни — реализует логику смысла жизни или смысложизненной необходимости.

На практике данная логика психической регуляции жизненного пути объективируется тогда, когда личность своими жизненными выборами, решениями и поступками отдает предпочтение смысловым связям, происходящим от смысла жизни, и сличает свою жизнедеятельность преимущественно с этими связями. Действительно, личность как субъекта жизни отличает прежде всего стремление к первоочередной реализации смысла жизни по принципу «Я сделал это потому, что это важно для осуществления смысла моей жизни». Логика смысложизненной необходимости отстоит от большинства логик регуляции активности субъекта ввиду того, что она выступает как логика преобразующей, творческой, созидательной, гетеростатической активности субъекта, в процессе которой достигаются самореализация личности и сотворение индивидуальной биографии. На логике смысловой регуляции жизненного пути зиждется продуктивная разновидность жизнедеятельности — жизнетворчество . Другие логики типа логики удовлетворения потребности и логики реагирования на стимул являются гомеостатическими потому, что субъект на их основе не преображает действительность, а довольствуется наличными условиями. Недаром В.Э.Чудновский образно характеризует смысл жизни как некий «буферный механизм», который эмансипирует субъекта от диктата «внешнего» и «внутреннего»: не позволяет индивидуальным потребностям порабощать субъекта и дает ему шанс преодолеть реактивную регуляцию жизнедеятельности внешними стимулами .

Таким образом, логика смысложизненной необходимости — это одна из логик психической регуляции жизненного пути, связанная с преимущественной ориентацией личности на смысловые связи, производные от смысла жизни, и проявляющаяся в доминировании этих связей при отражении жизненного пути в сознании и в практической деятельности личности как субъекта жизни. Логика смысложизнен- ной необходимости — это логика регуляции жизненного пути смыслом жизни, эксклюзивная логика регуляции жизнедеятельности личности как субъекта жизни.

По нашему мнению, способность быть субъектом жизни личность обретает только в связи с появлением в ее структуре динамической системы смысла жизни, которая курирует регулятор- ную логику смысложизненной необходимости. Регуляторные функции этой логики присущи исключительно системе смысловой регуляции жизненного пути и немыслимы в отрыве от динамической системы смысла жизни.

Психологическим критерием зрелости личности в качестве субъекта жизни является сформи- рованность и сохранность в ее структуре смысла жизни как динамической смысловой системы.

Если рассматривать смысловую регуляцию жизненного пути в контексте общей системы психического саморегулирования, то следует признать, что она составляет один из высших уровней развития и строения этой системы. Именно на этом уровне возникает специфический феномен субъектности жизни как способности личности к самодетерминации жизненного пути. Обычно называют две отличительные особенности саморегулирования: осознанность психических и деятельных процессов и их опосре- дованность знаками, орудиями, среди которых главную роль играет слово, речь. С развитием психологической теории смысла к этим особенностям добавилась еще одна характеристика саморегулирования в человеческой психике — осмысленность, которая позволяет сделать активность мотивосообразной и целесообразной, а значит, подотчетной личности как носителю субъектности [31; 64; 90; 100; 144].

Действительно, смысловая сфера личности имеет огромное значение в построении системы психической саморегуляции жизненного пути. Не случайно исследователями констатируется связь между мотивационно-смысловой регуляцией активности и самодетерминацией личности, ведь произвольная инициация, побуждение и поддержание активности являются функциями смысловой сферы личности. Всякая форма активности начинается с выделения и самостоятельного оформления релевантных ей мотивов и смыслов и полагания на их основе целей и задач [27; 28]. Как пишет С.Л.Рубинштейн, «развитие мотивационной системы, формирование иерархии мотивов приводит к тому, что человек перестает быть рабом непосредственной ситуации, действия его становятся опосредованными, могут определяться не только стимуляцией, исходящей из непосредственной наличной ситуации, но и целями и задачами, лежащими за ее пределами, они становятся избирательными, целевыми и волевыми» .

Выше при обсуждении места и роли смысловой регуляции в системе психического саморегулирования подчеркивалось, что смысловые структуры личности являются главным фактором структурной организации и нормального функционирования этой системы. Напомним, что психическая саморегуляция представляет собой системно организованный процесс внутренней психической активности человека, направленный на инициацию, построение, поддержание и управление различными видами и формами произвольной активности, реализующими процесс достижения сознательных целей . По ходу настоящего изложения также отмечалось, что в исследованиях различных психобиографических структур личности, как правило, пренебрегают требованиями системного подхода. Это приводит к тому, что исследователи упускают из виду системные функции различных регуляторных структур в целостной системе психической саморегуляции жизненного пути личности.

Тем не менее все множество известных психологической науке структур, регулирующих реальный жизненный путь личности, можно разместить по блокам системы психического саморегулирования, выделенных в концептуальной модели О.А.Конопкина [ 119; 120]. Так, целесообразным представляется выделение целевого блока, в который входят жизненные цели и жизненные программы, возникающие в результате целеполагания личности в масштабе биографического времени. Также необходимо выделять модель значимых условий жизненного пути, в которой интегрированы все субъективные автобиографические репрезентации, ориентирующие личность в наиболее важных событиях. Это — временная перспектива и транспектива, а также субъективная картина жизненного пути. Важно дифференцировать блок планирования и программирования жизненного пути, в котором задействованы жизненные планы личности, а также блок критериев жизненного успеха, в который включены эталоны жизненного пути, жизненные притязания личности. С последним из выделенных блоков тесно связан блок контроля и оценки реальных результатов жизненного пути, а также блок коррекции всей системы саморегулирования. Здесь особое внимание следует обратить на процессы принятия жизненных решений, на механизмы биографического выбора личности. При этом нельзя забывать, что целостность, системность, функциональную слаженность всем перечисленным блокам придает личность с ее «сквозными» процессами смысловой регуляции. Это закономерно, потому что, как было сказано, личность, а не сознание, владеет и распоряжается всеми ресурсами осознанного произвольного саморегулирования.

Таким образом, сформированность смысловой регуляции жизненного пути является основанием для развития всей системы осознанного саморегулирования, по отношению к которой смысловые структуры и процессы личности выполняют системообразующую, организующую, интегрирующую, модулирующую функции.

Смысловая саморегуляция жизненного пути — этот тот уровень развития психической саморегуляции, на котором личность присваивает уже не единичные акты общения, подчиняет себе не только отдельные виды предметной деятельности, а проявляет способность к координации, упорядочиванию, регламентации частных видов деятельности в масштабе индивидуального жизненного пути, в ракурсе биографического времени. Она овладевает способностью распоряжаться, руководить своей жизнью, конструировать собственную судьбу за счет того, что смысл жизни выступает как смысловая структура личности, которая объем- лет весь жизненный путь целиком. Другими словами, смысл жизни — это отношение личности к своей жизни как целому. По мнению О.А.Конопкина, «глубина» временной перспективы, доступная адекватному программированию активности субъекта, выступает в качестве показателя индивидуального уровня развития саморегуляции [121, с. 170-171]. Смысл жизни позволяет личности посягнуть на овладение системой жизненных отношений, которые составляют индивидуальный жизненный путь, на большой временной дистанции. По этой причине наличие смысла жизни и его включенность в систему осознанного произвольного саморегулирования уже само по себе является интегральным индикатором высокого уровня развития субъектности. С точки зрения смыслового подхода к личности смысл жизни представляется внутренним планом индивидуального жизненного пути или, как говорил С.Л.Рубинштейн, «жизненным замыслом» . По мнению Б.С.Братуся, одной из регуляторных функций смысла жизни является проектирование идеального «эскиза будущего жизненного пути». С этой точки зрения смысл жизни необходимо рассматривать как функциональный орган личности как субъекта жизни, как орудие овладения личностью своими жизненными отношениями. «Смысл жизни — особая модальность ее субъекта. Это жизненная концепция человека, обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни. Смысл жизни возникает на основе соотнесения с жизнью именно себя, заключается в определении именно своих задач» [9, с. 231].

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
проблема понимания личностью смысла своей жизни
Почтарь А. А. Зуев К. Б. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ В РАЗНЫХ ТИПАХ СЕМЕЙ
Павленя Елена Сергеевна ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ В РАН-НЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ НЕОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ И СТАНОВЛЕНИЕМ СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СООБЩЕНИЯ
ДЕКОДИРОВАНИЕ (ПОНИМАНИЕ) СМЫСЛА СЛОВ
3.4. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СЮЖЕТНЫХ КАРТИН (ПРОБА 5)
Процесс понимания начинается с поисков общего смысла сообщен
Добавить комментарий