ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ СУБЪЕКТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Структура нашей психики порождена необходимостью сохранения индивидуальной и социальной жизни и определяется функциями психики. Лурия А.Р. отмечал, что каждая из психических функций реализуется

определенной нейрофизиологической системой в структуре мозга. Целостные поведенческие акты, по данным П.К. Анохина, реализуются физиологическими функциональными системами. Таким образом, можно утверждать, что свойство человеческого мозга, реализующего мышление: разлагать и соединять с целью обнаружения или создания полезных для жизни вещей — является природным. Ум включен во все психические процессы. Психика возникла как регулятор отношений организма и среды. Субъективной формой существования психического является сознание, то есть отражением психического в себе. Это рефлексия, интроспекция, самосознание. (Шадриков; В.Д., 1999 г.) Именно сознание лежит в основе возникновения всех личностных изменений и преобразований.

Человек — существо социальное. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становиться неотъемлемой частью личности, формирует ее. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается процесс индивидуализации и личностной: изменчивости.

Можно выделить ряд причин объективного и субъективного характера, влияющих на процесс социальной адаптации. К объективным мы относим: нестабильность социально — экономической, социально — политической и экологической обстановки в стране в целом и нашем регионе в частности.

Современная социально-экономическая ситуация в обществе может быть охарактеризована рядом наиболее значимых для понимания стратегии воспитания личности моментов:

переоценкой ценностей, изменением приоритетов в структуре социально — значимых и личностно престижных профессий, специальностей;

противоречивостью отношения к образованию в условиях рынка труда и образовательных услуг;

формированием во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент воспитательной системы общества;

отсутствием четкой, адекватной современным условиям молодежной политики;

ослаблением (или утратой) непреходящих педагогических ценностей^ традиций, достижений опыта воспитания исторического прошлого;

актуализацией проблемы обеспечения социальной;

психофизиологической, духовно — нравственной безопасности молодежи, преодоление аморальных средств ее социализации.(Шаповалов В.А., 2000)

Их влияние на личность заключается в том, что образуется, так называемый, «вакуум духовности» (Д.И. Фельдштейн, В. А. Пономаренко, 1994), то есть происходит процесс «замыкания» сознания, деформация мотивационно — потребностной сферы, понижается уровень продуктивности воображения, что не способствует расширению информационной емкости сознания индивидуума.(Фельдшьейн Д.И., 1994)

Проявление духовности характеризуется высокой избирательностью мышления, определяемой духовными ценностями личности. Так как духовность способствует расширению информационной базы, подключает информационные ресурсы подсознания, то тем самым это способствует продуктивности мышления, характеризуется чувством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу.

К стремлениям следует отнести: интеллектуальные, моральные, а также добросовестность. Важную роль играет чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты или чувство вины.

Духовность определяет отбор информации, характер ее обработки, установление отношений и характера обобщений; повышает направленную проницательность ума индивида, выделяет те свойства объектов, которые позволяют разрешить проблему раскрыть истину. Духовность воздействует на интеллект, способность судить, размышлять и отвлекать, которая называется в практической жизни благоразумием, здравым смыслом, тактом, хитростью, умом, проницательностью, в искусстве — творчеством и вкусом, в науке — способностью открывать, обобщать и схватывать отношения».

Утрата духовности характеризуется односторонней направленностью мышления и эмоциональной заряженностью,. сужением сознания.( Рибо Т., 1997)

В настоящее время социальная ситуация такова, что общество потеряло
возможность удовлетворить потребность человека в реализации своих
духовных качеств. Очевидно, что именно по этому и обнаруживается

психологическая склонность индивидуумов к разным вариантам девиантного поведения, что и объясняет процесс личностной изменчивости в негативную сторону.

Личностно — характерологические, личностно — психологические свойства базируются на биологической основе личности (типологические свойства нервной системы, темперамент) и определяют процесс становления психологических типов. А личность формируется посредством глубинного влияния на них социально — экономических и социально — политических факторов.

К субъективным причинам личностной изменчивости, в нашем случае студентов, относится образование, как целостный и непрерывный процесс.

Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные, которая реализуются посредством действия социальных институтов, одним из которых является университет.

Роковое бессилие решить задачу образования, не обращаясь к личности, не соединяя образование и бытие, порождает неспособность социума связать познающего субъекта с настоящей жизнью. Свою задачу образование должно видеть не в удовлетворении интересов государства (хотя и этого нельзя отрицать), не в формировании личности по стандарту, а воспитывать личность с неидеализированным мышлением, конструктивно мыслящую, допускающую множественность истин, которая уважает позиции другого и занимается критикой с целью выяснения истины. Идеологизированное мышление вырастает на основе распада традиционных ценностей и образование, оторванное от народных традиций, воспитывает человека толпы, но не личность.

У человека всегда есть выбор, а задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Истинная педагогика начинается с анализа жизни человека, с помощи ему в разрешении его трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.(Бордовкая Н.В., Реан А.А., 2000)

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
ОХАРАКТЕРИЗУЕМ ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ* ИЗМЕНЧИВОСТИ СУБЪЕКТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ГЛАВА 3. Конституционалыю-психотипологические и морально-нравственные характеристики субъектов высшего образования.
Дружилов С. А. ПРОБЛЕМЫ МОББИНГА НА КАФЕДРЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ОТ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ДО АНОМАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ В КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ ЛИЧНОСТНОМ КОНТИНУУМЕ.
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гапанович-Кайдалова Е.В. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКИМИ СТУДЕНТАМИ
А. В. Пилишина, М. А. Карев ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ МОЛОДОГО УЧЕНОГО В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.2.ОСОБЕННОЕ!И МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ 3 СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Артюхова Т.Ю., Каверзина А.В. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Личностно- типологическая конституциональная изменчивость.
Добавить комментарий