Проблема понимания личностью смысла своей жизни

Одной из наиболее важных проблем психологии человеческого бытия является проблема понимания личностью смысла своей жизни. На примере решения этой проблемы можно продемонстрировать концептуальный подход, принятый в психологии человеческого бытия. Можно условно дифференцировать два основных концептуальных подхода к проблеме понимания в психологии — когнитивный и экзистенциальный (бытийный). В рамках когнитивного направления понимание исследуется как познавательный процесс, сущность которого заключается в конструировании и модификации когнитивных моделей действительности. Однако «к концу ХХ века многими учеными была осознана необходимость рассматривать понимание в более широком научном контексте, чем его описание как феномена осмысленного отражения разных сторон явлений, событий, ситуаций. Х. Г. Гадамер, П. Рикер и др. стали интерпретировать понимание как содержательно более объемную категорию, чем познание, и уж тем более — индивидуальное мышление. Понимание, с их точки зрения, представляет собой универсальную способность человека, реализующуюся в способах его бытия» [31, с. 8].

Связь понимания со способом человеческого бытия очевидна. Понимание — это проникновение познающего субъекта в смысл объекта познания; понимание есть реконструкция смысла понимаемого. Смысловое измерение мира из всех живых существ доступно только человеку и только потому, что он обладает личностью как инстанцией смыслового отражения и регуляции жизнедеятельности. В этой связи понимание есть сугубо человеческий феномен. Понимание — это познание, осуществляемое на личностном уровне, предполагающее воссоздание конвенционального значения и личностного смысла объекта познания. Главное в понимании — не отражение объективных свойств явлений и объектов действительности, а скорее осознание жизненных отношений, связывающих субъекта с этими явлениями и объектами. В понимании субъекту открывается жизненный смысл того или иного фрагмента реальности. Можно сказать, что предметом познания являются объективные свойства и отношения объектов действительности, а предметом понимания — жизненный смысл этих объектов, то есть их место и роль в жизнедеятельности субъекта.

«В гносеологии под пониманием имеется в виду общая для повседневного и научного сознания форма освоения действительности, заключающаяся в раскрытии и воспроизведении смыслового содержания чего-либо. В понимании реальность — прежде всего социально-культурная, историческая, но также и природная — преломляется в связную систему предметов «мира человека». Входящие в этот мир явления, события, процессы предстают как носители смыслов и значений. Понимание есть процесс постижения, освоения и выработки человеком последних. Главная его функция — это осмысленное поведение и ориентация индивида в общественной жизни, в культуре и истории» [62, с. 207].

Разумеется, животное не наделено способностью понимания, поскольку для него смысловое измерение мира закрыто. Соответственно, отличие человеческого от животного способа бытия проявляется еще и в том, что животное лишено потребности в понимании окружающей действительности и своей собственной жизнедеятельности. Человек же обладает ярко выраженной потребностью в понимании смысла окружающей реальности и индивидуального жизненного пути. Частной разновидностью потребности в понимании выступает человеческая потребность в понимании смысла жизни. Эта потребность приписывается личности многими исследователями (Л. И. Божович, Ш. Бюлер, П. Вонг, М. Р. Гинзбург, С. Мадди, К. Обуховский, В. Франкл, К. Г. Юнг). С позиций экзистенциального подхода понимание изучается как неотъемлемый атрибут человеческого способа бытия в мире (онтологический аспект); как специфический процесс, позволяющий индивиду искать и находить смысл своей жизни (процессуальный аспект); как внутренняя концепция смысла жизни, которая складывается у личности (результативный аспект); наконец, как сугубо человеческая бытийная потребность в понимании смысла жизни (мотивационный аспект).

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Почтарь А. А. Зуев К. Б. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ В РАЗНЫХ ТИПАХ СЕМЕЙ
Павленя Елена Сергеевна ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ В РАН-НЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ НЕОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ОТДАЛЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ВСЕЦЕЛО ПОВЕРНУТА НА РЕАЛИЗАЦИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ПЕРЕНОС ВЕРБАЛИЗОВАННЫХ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ СМЫСЛОВ ИЗ СИТУАЦИИ В СИТУАЦИЮ И ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ
УДК 159.923.К.В. КАРПИНСКИЙ НЕКОНГРУЭНТНЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.923.К. В. КАРПИНСКИЙ НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ СМЫСЛА ЖИЗНИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗНАЧИМЫХ ДРУГИХ: ФАКТОРЫ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ВНУТРЕННИЕ ПРЕГРАДЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ДЕТЕРМИНАНТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ВНУТРЕННИЕ ПРЕГРАДЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ДЕТЕРМИНАНТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА.
УДК 159.923.К. В. КАРПИНСКИЙ НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ СМЫСЛА ЖИЗНИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗНАЧИМЫХ ДРУГИХ: ФАКТОРЫ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
И.Ялом, таким образом, акцентирует значимость трех ПАРАМЕТРОВ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ И СТАНОВЛЕНИЕМ СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
Узикова А. Ю. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ О СВОЕЙ ЖИЗНИ
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СООБЩЕНИЯ
Добавить комментарий