Система смысловой регуляции жизненного пути личности

Обладает своей архитектоникой, которая адекватна выполняемым данной системой регуляторным функциям. При анализе регуля- торных функций отдельных смысловых структур в рамках единой динамической смысловой системы принято подразделять функциональные уровни смысловой регуляции. К уровню структур, непосредственно участвующих в смысловой регуляции жизнедеятельности и отражении ее значимых условий в сознании субъекта, относят смысловую установку и личностный смысл. К уровню структур, косвенно включенных в смысловую регуляцию через порождаемые ими в процессе смыслообразования смысловые структуры первого уровня, причисляют мотив, смысловую диспозицию и смысловой конструкт. К высшему уровню смысловой регуляции отходят личностные ценности, которые, характеризуясь наибольшей стабильностью и генерализацией среди прочих смысловых структур, являются «неизменным и устойчивым в масштабе жизни субъекта источником смыслообразования, автономным по отношению к конкретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром» [144, с. 233].

Эти концептуальные положения применимы также для анализа смысла жизни как одной из наиболее глобальных динамических смысловых систем в структуре личности и системе смысловой регуляции жизненного пути. Действительно, понимание смысла жизни как динамической смысловой системы заставляет признать его многокомпонентный состав и сложное уровневое строение, отражающие регуляторные функции данного личностного образования. В структуре динамической системы смысла жизни дифференцируются функциональные уровни, аналогичные универсальным уровням, выделенным выше для каждой динамической смысловой системы в структуре личности. Для полноты исследования всегда целесообразно проанализировать репрезентативные смысловые структуры, участвующие в смысловой регуляции жизненного пути личности на каждом из уровней структурирования динамической системы смысла жизни. В эмпирическом исследовании первый уровень смысловой регуляции жизненного пути может быть представлен изучением регуляторной роли личностного смысла жизненного события; второй уровень смысловой регуляции — рассмотрением смысловых конструктов, репертуар которых программирует восприятие, оценку и прогнозирование жизненных событий; третий уровень смысловой регуляции — анализом личностных ценностей — источников конкретных смыслов жизни. Таким образом, за счет изучения разнопорядковых смысловых структур, интегрированных в динамическую систему смысла жизни, может быть гарантирована полнота эмпирического охвата смысловой регуляции жизненного пути личности.

При построении психологической концепции субъекта жизни необходимо учитывать культурно-исторический подход, в рамках которого субъектность определяется как обусловленная социокультурными «идеальными формами» регуляции деятельности. Действуя в качестве субъекта жизни, личность выступает как носитель исторически и культурно кристаллизованных форм смыслового и деятельного отношения людей к собственной жизни. Активное овладение этими формами достигается путем подчинения индивидуального жизненного пути культурно-историческим содержаниям смысла жизни. Смысл жизни полагается в качестве наиболее обобщенного и универсального смыслового отношения человека к собственному бытию, причем отношения, заданного в системе исторических и культурных координат [8; 46; 113; 114; 223; 235].

Именно на этом уровне личность функционирует в режиме системы приобщения человека к смыслам жизни, запрограммированным и транслируемым через культуру — поле коллективных смыслов. Для личности, ориентирующейся в смысловых и деятельных отношениях к собственной жизни, «общечеловеческая культура оказывается не кунсткамерой ценностей прежних поколений и не сводом законов, норм, готовых истин, а неисчерпаемым резервуаром прецедентов (человеческих судеб), сотворенных конкретными историческими личностями. Их переосмысление, рефлексия и является механизмом творения опыта собственной жизни и ее культурного, духовного смысла» [203, с. 110].

Формирование смысла жизни является частным случаем универсальной закономерности культурного психического развития смысловой сферы личности. Натуральный ряд развития мо- тивационно-смысловой сферы личности заключается в прижизненном разворачивании врожденных потребностей и их переключении на социально релевантные мотивы и способы удовлетворения [69; 99; 140]. Культурный ряд развития смысловой сферы личности детерминирован процессами интериоризации смысловых образований, которые первично существуют в социально разделенных формах мировоззренческих систем, произведений искусства, культурных предметов [46; 144; 242]. В процессе интериоризации эти первичные формы смысловых образований «вращиваются» в структуру смысловой сферы личности и в качестве культурных орудий постепенно опосредуют активность субъекта. Как пишет В.А.Лекторский, «социально-культурная опосредованность имеет место и в процессе формирования уникальных, индивидуальных особенностей данного субъекта, и в ходе усвоения всеобщих смысловых структур, лежащих в основе как познавательной, так и других специфически-человеческих видов деятельности» [131, с. 175]. Смысл жизни, таким образом, следует рассматривать как культурно-историческую форму смыслового отношения личности к собственной жизни, как культурное орудие овладения индивидуальным жизненным путем.

На наш взгляд, изложенные методологические и теоретические представления обнаруживают большой эвристический потенциал при построении психологической концепции субъекта жизни. В свете этих концептуальных положений логично предположить, что личность как субъект жизни является прежде всего регуля- торной системой, которая обеспечивает овладение человеком собственным жизненным путем. В процессе прижизненного психического развития личность как активный субъект присваивает широкий диапазон видов деятельности, причем масштабы самой этой деятельности неуклонно разрастаются во времени и пространстве. От овладения изолированными видами деятельности как отдельными «психологическими единицами жизни» (А.Н.Леонтьев) личность переходит к овладению целостной системой этих видов деятельности — собственной жизнью. При этом общее направление психического развития личности выражается в том, что она «постепенно превращается из существа, подчиненного внешним влияниям, в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений» [44, с. 437].

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
К.В. КАРПИНСКИЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ДЕВИАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ, 2002
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ДЕВИАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ДЕВИАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 4. АПРОБАЦИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ДЕВИАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 1. ДЕФОРМАЦИЯ СМЫСЛОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ПРИ ДЕВИАНТНОМ СИНДРОМЕ
И.Ялом, таким образом, акцентирует значимость трех ПАРАМЕТРОВ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ.
Психическая регуляция жизненного пути
ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Системный характер целевой регуляции жизненного пути
СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ «КОНДЕНСИРУЕТ» ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ.
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМАХ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ЗАНЯТОСТИ.
Добавить комментарий