СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Абдуразакова Д.М., Россия, г. Махачкала

Важность развития толерантного сознания молодежи определяется рядом общественно значимых социокультурных изменений, произошедших в России в 1990-х гг. Это и деформация ценностной системы, и усложнение социальной структуры, дефицит доверия людей друг к другу и структурам гражданского общества, порождающий разобщенность и антагонизм. Все эти изменения привели к забвению таких традиционных ценностей отечественной культуры, как духовное подвижничество, милосердие, терпимость.

Современная социокультурная ситуация в России определяет необходимость постановки и разработки многоаспектных вопросов развития культуры личности и как ее необходимой части — национальной идентичности, исходя из современных принципов интеграции теоретических знаний и практической апробации выявленных наукой позиций, что предполагает системный социально-педагогический и культурологический анализ на стыке философии, культурологии, социологии, социальной психологии, этнопсихологии, педагогики. Эти возможности связаны с разработкой теоретических основ развития толерантного сознания учащейся молодежи, что достигается посредством ориентации всего образовательно — воспитательного процесса в каждом звене национального образования на одновременное развитие национальной культуры личности и развитие ее толерантного сознания.

В ходе опытно-экспериментального исследования было выявлено, что в современной системе отечественного образования (в частности, в Республике Дагестан) наиболее острыми и проблемными являются организационные, научно-методические и управленческие вопросы развития и функционирования национальной школы и, как следствие, создание культурно-образовательной среды, в которой создаются условия для развития толерантного сознания учащихся и выработки у них навыков осуществления конструктивного диалога культур.

В логике авторской концепции наиболее значимым фактором развития толерантного сознания учащейся молодежи является создание особой культурно-образовательной среды, которая оказывает большое влияние на формирование и развитие современного регионального образования и функционирования учреждений культуры и образования в полиэтническом пространстве.

Изучая мировоззренческий и аксиологический потенциал диалога культур, современный культуролог справедливо заключает: «Ценность культурного диалога состоит в том, что он создает духовное пространство для новых ценностей и мировоззренческих ориентаций, усиливает различные формы человеческого сотрудничества, предполагающего свободу и ответственность человека, признание его самоценности. Диалог культур представляет собой целостный мировоззренческий феномен, утверждающий этническую толерантность и многообразие культур».

Исходя из этих положений, можно обосновать взаимосвязь процесса развития толерантного сознания учащейся молодежи и процесса диалога культур, когда происходит общение личностей, находящихся на зачастую противоположных позициях (как интеллектуальных, так и ценностных), но готовых к признанию возможности другой культуры, других правил общения, другой логики. Таким образом, культурно- образовательная среда, построенная на основе диалога культур, оказывается важнейшим условием развития толерантного сознания и выработки толерантного отношения к другим культурам. Можно выделить несколько факторов значимости этого принципа в построении культурно-образовательной среды:

1. Диалог культур позволяет одновременно интегрировать учебную, воспитательную и культурно — досуговую деятельность в учреждении образования и культуры и осуществлять аксиологическое наполнение всех процессов. Следовательно, диалог культур способствует ценностному самоопределению личности, формируя систему ценностей учащихся.

2. По своим сущностным характеристикам диалог культур напрямую взаимосвязан с развитием толерантного сознания учащихся, так как наличие у личности высокого уровня этого качества предполагает осознанное освоение и даже укорененность ряда мотивационных и поведенческих установок на создание в отношениях с Другими взаимопонимания, атмосферы доверия, терпимости, согласия мыслей и действий.

Безусловно, нельзя сводить диалог культур исключительно к этому процессу, наиболее точно можно обозначить диалог культур как непременное условие становления и существования толерантного общества.

Сложность процесса развития толерантного сознания обусловлена еще и таким фактором, как специфика системных связей в этносе, не поддающаяся регулированию исключительно правовыми мерами. По мнению крупнейшего ученого, одного из основателей учения об этносфере — Л.Н. Гумилева, «.универсальный критерий отличия этносов между собой один — стереотип поведения — особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а. через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками.Системными связями в этносе служат ощущения «своего» и «чужого», а не сознательные отношения, как в обществе. Поэтому этнос как явление несводим ни к одной из известных социальных форм человеческого общежития (Gesellschaft) и, следуя К.

Марксу, должен быть отнесен к категории природных коллективов, естественно сложившихся общностей (Gemeinwesen) и изучаться как природный феномен».

Таким образом, при разработке педагогической модели развития толерантного сознания современной учащейся молодежи необходимо учитывать все возможные факторы воздействия на этот процесс.

В связи с этим мы обратились к трудам, в которых затрагиваются различные аспекты этноидентификации, внедрения этнопедагогики в образование и др. В ходе теоретического анализа основ развития толерантного сознания учащейся молодежи, нами был проведен системный анализ работ, посвященных:

— теоретическому осмыслению путей развития национального образования и внедрения принципов этнопедагогизации в учебно-воспитательный процесс (Г.Н.Волков, К.Д.Ушинский, И.А.Шаров и др.);

— разработке концептуальных основ этнопедагогики как науки о регионально-этнической культуре воспитания (К.Ш. Ахияров, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, Я.И. Ханбиков и др.);

-вопросам проектирования педагогических систем национального образования (В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, Ю.С.Тюнников и др.).

В трудах этих ученых раскрываются пути создания условий для эффективного формирования у учащихся национальной идентичности и национальной культуры в системе национального образования. В контексте изучения педагогических условий развития толерантного сознания учащейся молодежи наибольший интерес представляют следующие выявленные исследователями позиции:

— опора на принципы преемственности, непрерывности и поступательности образовательного процесса во всех ее звеньях, поскольку процессы этнической самоидентификации и переоценки этнокультурных ценностей происходят в течение всей жизни человека;

— активное использование и постоянный поиск новых подходов, педагогических технологий и методик, направленных на разработку проблемы формирования национальной культуры личности как стратегии, цели и результата всей системы национального образования;

— проектирование содержания и процесса развития национальной культуры личности, включающих взаимосвязанные педагогические модели воспитания человека национальной культуры и этнокультурной среды;

— использование в образовательном процессе следующих принципов: создание условий для целостного гармоничного восприятия национальной культуры; активизация национальной языковой среды, влияющей на процесс освоения личностью этнической самоидентификации; эмоционально-ценностное отношение личности к своему народу и его культуре; взаимосвязь национальной культуры с мировой культурой.

В целом, в ходе обоснования и реализации теоретико-методологических подходов к построению содержания и процесса развития толерантного сознания личности в условиях учреждений образования и культуры нами были выделены такие направления педагогической работы:

— эмоционально-личностное: это направление определяет педагогические действия, направленные на становление личности учащегося как носителя национальной культуры, осознанно разрешившего для себя сложнейшие противоречия этнической самоидентификации;

— этическое: это направление связано с формированием у учащихся этнокультурной ответственности, которая понимается нами как стержневое качество личности, обладающей высоким уровнем развития толерантного сознания и устойчивой толерантной позицией;

— культурологическое: это направление предполагает раскрытие для учащихся глубинной сущности этнокультурных явлений, что в дальнейшем позволяет осознанно принять личностью этнокультурные смыслы, являющиеся компонентами индивидуальной системы ценностей;

— диалогическое: это направление обеспечивает изучение на занятиях национальных культур во взаимосвязи с другими культурами при условии признания равной ценности, автономности различных культур, дополнительности, эмпатии, идентификации с ценностями родной культуры при изучении содержания различных культур;

— этнокультурное: это направление позволяет учитывать в учебно-воспитательном процессе специфические условия жизнедеятельности, социокультурные ситуации различных этносов при определении этнокультурного содержания образования и особенностей построения процесса развития толерантного сознания личности;

— преемственность: это направление ориентировано на непрерывность процесса формирования человека национальной культуры в системе национального образования.

Выделенные направления педагогической работы подтвердили гипотетическое предположение о необходимости создания в образовательном процессе системы целенаправленного педагогического сопровождения развития толерантного сознания учащейся молодежи.

Литература:

1. Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы воспитания толерантного сознания молодёжи. — М.: МГУКИ, 2008. — С. 7 — 33.

2. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). — М.: МГУКИ, 2000. — С. 70.

3. Гумилёв Л. Н., Иванов К. П. Этносфера и Космос // Материалы Второго Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии. — М., 1984. — С. 214.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНДИКАТОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ
РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮИ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
М. А. Соловьева ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЗРЕЛОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РФ
А. Ш. Гусейнов ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОТЕСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕС–СЛОЯ
СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
ВЫРАЖЕННОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И МОЛОДЕЖИ
Бызова В.М, Петухова А.Н. Установка толерантности в системе ценностей студенческой молодежи
Добавить комментарий