СПЕЦИФИКА ИСЛАМСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Основополагающие и фундаментальные вопросы человеческой жизни и ее направлений в этом мире исламские ученые сводят к следующим: 1) Существует ли в этой Вселенной божество или нет? 2) Если это божество существует, то одно ли оно или наряду с ним существуют другие? 3) Каковы атрибуты этого божества? 4) Какие отношения существуют между человеком и ним? 5) Несет человек перед ним какую-нибудь ответственность или нет? Если это так, то за что отвечает перед ним? 6) В чем состоит цель и смысл жизни, какой будет ее конец и исход, который никто не должен упускать из виду и в соответствии с его требованиями должен действовать в этом мире? [1; 11].

Вся система и весь строй человеческой жизни находятся в прямой зависимости от этих основополагающих вопросов. Ислам отвечает на данные вопросы следующим образом: «Да, в этой Вселенной существует божество, и это божество — Единый и Единственный Аллах, создавший эту вселенную и все, что в ней есть. Аллах распоряжается всем во Вселенной единолично, и у него нет сотоварищей. Ему одному принадлежит вся полнота власти, Он владыка небес, земли и всего, что есть на них. И эта строгая упорядоченность и регулярность, наблюдаемая во Вселенной, подчинена его велению и воле. Он Мудр и Всемогущ, Сведущ в сокровенном и очевидном, даже малейшая вещь на небесах и на земле не ускользает от его внимания. Человеческая жизнь имеет смысл только в том случае, если она целиком посвящена искреннему поклонению и служению Аллаху. Суд и расчет с человеком будут проводиться не в этой, а в иной, потусторонней жизни. Эта жизнь дана человеку в качестве испытания и проверки. Человек не должен ставить перед собой другой цели жизни и стремиться к ее достижению, кроме как быть в числе преуспевших в загробной жизни у Господа своего. Причем все силы человека участвуют в этом испытании, кроме сил экзаменуются его таланты и склонности, а также вся его земная жизнь. Проверка человека осуществляется через посредство всех совершенных дел. К этому следует добавить, что это испытание проводит тот, кто знает не только то, что есть в сердце человека, его уме или его физических возможностях, но все порывы и устремления души человека, и от Него ничто не ускользает» [1, с.

12].

Возвышенная цель, которая должна стать пределом усилий и устремлений человека в этом мире — в «стремлении человека к лику Всевышнего Господа и получению Его благосклонности». Это именно тот критерий, по которому этическая система Ислама оценивает все действия человека как хорошие или плохие. В исламском представлении о мироздании и человеке существует мощная стимулирующая сила, являющаяся опорой морального кодекса. Эта сила заключается в страхе ослушания Бога, ответственности человека в загробной жизни за свое земное существование и боязни рокового исхода в вечном будущем [1, с. 17].

В исламской религии благонравный образ жизни, нравственное совершенствование людей определяется «с помощью устрашения и предостережения» [11, с. 328]. В то же время Всевышний предупреждает людей о свободе их выбора — верить или не верить в Единого Бога, в его наставления в Коране. По этому поводу сура 2, стих 256 начинается так: «Не разрешил в религии Он принужденья». Далее говорится об ответственности человека за выбор [8, с. 71].

Таким образом, представления о мире и о месте человека в исламской религии достаточно просты: 1) мир и человек созданы единым Богом; 2) человек в ответе за свое будущее в этой земной жизни; 3) земная жизнь человеку дана, как испытание; 4) человек должен жить, творя добро и думая о своей будущей жизни; 5) почитание единого Бога и нравственная жизнь влияют на будущую жизнь человека; 6) ответственность за земную жизнь человек несет перед Богом; 7) Всевышний не принуждает, оставляет человеку выбор. Говоря современным языком, человеку в Коране предлагается быть субъектом своих поступков, поведения, жизни в рамках предписаний религии Ислам.

В целом можно сказать, что главный ориентир в жизни мусульманина, в нашем понимании, это «живя в настоящем, готовиться к будущему». Поэтому можно предположить, что показатель каузометрии «стратегичность» (длина причинно-целевых связей событий друг с другом с учетом ожидаемой продолжительности жизни — жизнь как одна длинная дорога, ведущая к одной цели) у активно верующих мусульман будет выше, чем у людей, ведущих обычный образ жизни.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
СПЕЦИФИКА ИСЛАМСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ
КОГДА ПРОИЗОШЛО ЗАЧАТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДАЛЕКО ПРОДВИНУЛАСЬ В ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР И ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Басалай Оксана Владиславовна Мальцева Анна Александровна СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ К ПЕНСИОННОМУ ПЕРИОДУ ЖИЗНИ РАБОТАЮЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ
Жизненный мир производится в процессе человеческой ПРАКТИКИ И ПРОИЗВОДЕН ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР
Неспособность. Относительность понятия «способность»
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ
Относительная величина
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ (РАЗНОСТНОЙ) ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ВЫВОДОВ
3.4.4. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЯРКОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
БЕСПОКОЙСТВО ОТНОСИТЕЛЬНО ОБРАЗА ТЕЛА.
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ПОЗИТИВНОСТИ. ДВОЙСТВЕННОСТЬ НАМЕРЕНИЯ
Добавить комментарий