СТАЖ ПРЕБЫВАНИЯ В РЕЛИГИИ.

Для выявления особенностей связи психобиографических характеристик со стажем пребывания в религии мы провели корреляционный анализ по Спирмену. Связи стажа с психобиографическими характеристиками по каузометрии не обнаружили. Стаж пребывания в религии связан с такими показателями методики ОПИ: со средней оценкой прошлого (г = 0,379, при р < 0,05), со средней оценкой всей жизни в целом (г = 0,433, при р < 0,05), с хронологическим возрастом (г = 0,443, при р < 0,05). Это говорит о том, что принятие в прошлом ценностей исламской религии сделало жизнь осмысленной и продуктивной. Жизнь продуктивна в целом еще и потому, что человек «живет правильно». Корреляция с хронологическим возрастом также понятна, чем старше человек, тем больше у него и стаж в религии.

Наличие корреляционных связей с показателями методики ОПИ и его отсутствие с каузометрическими показателями можно объяснить следующим образом. Для интерпретации результатов исследования важно отметить то, что методика ОПИ измеряет осознаваемые, а каузометрия менее осознаваемые и неосознаваемые параметры картины жизни. ОПИ выявляет обобщенные представления личности о своей жизни. Это обобщенное представление относится к осознанному уровню, т. е. это человек может вербализовать. Каузометрия конкретизирует обобщенные представления и выявляет то, что на обобщенном уровне не было представлено, т. е. она выявляет ранее не всегда осознанное. Поэтому в каузометрическом подходе понятие «обобщенное» указывает на понятие «осознанное», а понятие «конкретное» — на понятие «неосознанное».

Психобиографические показатели методики ОПИ выявляют осознанные представления человека о продуктивности своей жизни. Как видим, стаж пребывания связан с переживанием повышения продуктивности жизни. Каузометрические характеристики показывают, с одной стороны, характеристики жизненной программы, а с другой — характеристики автора этой программы — субъекта жизни. Видимо, стаж сам по себе, а способности человека строить оптимальную жизненную программу самореализации сами по себе. Тем не менее мы наблюдаем некоторое соответствие характеристик жизненной программы активно верующих мусульман критериям его оптимальности. «Мотивационная насыщенность» — показатель устойчивости в жизнедеятельности, «стратегичность» — показатель масштабности жизненной программы, «уверенность» — показатель гибкости жизненной программы.

И, наконец, стаж пребывания в религии не является причиной «глубины веры» и не раскрывает содержательно внутренний мир верующего, не влияет на его задатки, определяющие способности личности, субъекта. Эти результаты, по нашему мнению, указывают на взаимосвязанные проблемы способностей субъекта жизне- творчества, успешности жизни, соответствия потенций к тенденциям человека. Эти проблемы требуют отдельного рассмотрения.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
СТАЖ ПРЕБЫВАНИЯ В РЕЛИГИИ.
КАЧЕСТВО ПРЕБЫВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
ЦЕНТРЫ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.
Леус Э.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ЭТАПАХ ПРЕБЫВАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Часть 9. СВЕТСКИЕ РЕЛИГИИ
РЕЛИГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ (RELIGION AND PSYCHOLOGY)
Духовносгь и религия
Перспективы атеистической психологии религии
Глава 1. ТАЙНА РЕЛИГИИ
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Тросман Е.В. ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ НА АГРЕССИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИН-ЦИПОВ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Солнцева Н.В. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «БОГ» И «РЕЛИГИЯ» В КАРТИНЕ МИРА СОЗАВИСИМЫХ
СОЛНЦЕВА Н.В. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «БОГ» И «РЕЛИГИЯ» В КАРТИНЕ МИРА СОЗАВИСИМЫХ
Глава 8. Традиционная религия: один бог, два полюса морали
Добавить комментарий