ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Крутькова И.И., Томилин А.А., Россия, г.Воронеж

В современном обществе толерантность имеет особое значение: она выступает и как ценностная установка, и как норма социального действия, и как политическая необходимость. Толерантность проявляется в различных сферах жизни общества (нравственной, правовой, политической, религиозной, экономической и т.д.), выступая необходимым условием взаимодействия культур. Таким образом, обращение к данной тематике инспирировано потребностью целостного понимания и осмысления толерантности в современном обществе.

Понятие «толерантность» несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного субъекта над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 г. в г. Париже 185 государствами — членами ЮНЕСКО, включая и Россию, дается характеристика понятия толерантность [7, с. 9].

В современной научной литературе, посвященной проблеме толерантности, в целом сложилось определение этого понятия. Оно выглядит следующим образом: толерантность — это сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; это добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого» [5, с. 49]. Если толерантность рассматривают с политической точки зрения, то ее ценность заключается в поддержании социальной стабильности. А при рассмотрении ее как моральной добродетели, подчеркивают нравственный характер мотивов, которые движут человеком, сдерживающим свое недовольство, свое желание воспрепятствовать, видоизменять и даже уничтожать то, что, по его мнению, ложно и аморально.

В «Большом словаре иностранных слов» дается следующее определение толерантности: «Tolerantia — терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо; способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда» [1, с.661]. В «Советском энциклопедическом словаре» приводится многозначное толкование этого понятия «Толерантность — иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [9, с. 1332].

Обратимся к пониманию толерантности в других культурах. Так, в английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском языке — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском — «терпение, выносливость, готовность к примирению» [9, с. 179].

Под толерантностью в социально-философском смысле следует понимать «определенное социальное качество межчеловеческих отношений, а также отдельных индивидов, их конгрегаций и групп, характеризующееся установкой на благожелательное восприятие «другого», желанием не только понять, но и, насколько возможно, принять традиции, культуру, убеждения, верования, интересы, ценности и так далее этого «другого». При этом указанная установка выступает в качестве своего рода категорического императива для субъекта всякого подлинно толерантного поведения и действия, а не имеет сиюминутный переходящий или своекорыстный характер. Толерантным отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения и давления, а лишь посредством диалога, убеждения и взаимной корреляции поведенческих актов и действий [10, с. 40].

Известно, что философские категории выступают как предельно широкие понятия. Так, Ю. А. Ищенко толерантность определяет как внутреннее активное отношение, проявляемое то ли в сострадании (и молчании), то ли в диалоге [4, с. 51]. Иными словами, оно представляется как ответственный поступок, который может быть воплощен в частном действии, мысли, слове.

B. А. Петрицкий выделяет иерархию определений толерантности:

— толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку вкусов, поступков, стиля поведения, образа жизни, иной культуры;

— толерантность есть признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от собственных, и шире, иной культуры;

— при вычленении социально-нравственно-позитивных элементов типичных ситуаций толерантного поведения как процесса, толерантность есть внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно- понимающем сопереживании [6, с. 142].

В математике Ю. А. Шрейдер толерантность связывает с эквивалентностью, позволяющей «как можно стороже определить отношения одинаковости или взаимозаменимости» [11, с. 50].

Наряду с этим понятие «толерантность» применяется и в логике, где обозначает интуитивное представление о сходстве и неразличимости. Сама же эквивалентность является «частным случаем толерантности», и, как подчеркивает Э. Зиман, «математическое отношение, соответствующее нашему интуитивному представлению о сходстве или неразличимости, получило название «толерантность» [3, с. 30].

C. Ю. Головин в «Словаре практического психолога» дает следующее определение толерантности. «Толерантность — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей» [8, с. 857].

Определение толерантности, данные А.Г. Асмоловым и Г.У. Солдатовой, совпадают и видятся учеными как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и ли к преобладанию какой-то одной точки зрения.

Итак, толерантность можно рассмотреть как минимум в трех аспектах: во-первых, овладение определенной философией толерантности как ценностью; во-вторых, как культуру толерантного сознания; в-третьих, отношение к соответствующей действительности, воплощается в реальном поведении.

В рамках идей толерантного сознания следует выделять категорию отношений.

В энциклопедии глобалистики под редакцией И.И. Мазур, А.И. Чумаковой толерантность определяется как «допущение, признание и уважение различия; моральная максима, по необходимости ведущая к поиску возможностей разрешения конфликтов и противоречий через признание права другого (других) на отличные от наших взгляды, верования, формы поведения. Чаще всего под толерантностью понимают снисходительность к чужим недостаткам, умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование кого-либо» [2, с. 1017]. Толерантность может рассматриваться, по их мнению, как психологическая или социально-психологическая характеристика индивидов и социальных групп, проявляющаяся в их взаимодействии с другими индивидами или социальными группами; как одна из важнейших ценностей современного общества; как установка на независимость, автономность, недопустимость навязывания идей; как следствие принципиальной неполноты любого отдельного существа или существования и т. д. Понятие мультикультурализма тесно соприкасается с понятием толерантности, но не сводится к ней. Этим понятием обычно обозначают комплекс идей и действий различных социальных субъектов (государственных и иных организаций), направленных на равноправное развитие различных культур, преодоление дискриминации различных групп населения во всех сферах общественной жизни.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Авторы сборника научно-методических статей «Толерантное сознание и формирование толерантных отношений» рассматривают толерантность в различных аспектах.

1. Как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально- психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека, как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир, актуально (применительно к данному состоянию личности и данным обстоятельствам ее жизнедеятельности) представляющий цель активности личности.

2. Толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Довольно часто идеи, находящиеся на уровне принципа, обеспечивают согласие в социальных группах.

3. Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности.

4. Самый высокий уровень проявления толерантности личности — наличие толерантности как идеала. Это главный критерий в решении практически любых вопросов, это самый действенный стимул поведения и деятельности личности.

Анализ теоретических аспектов проблемы привел нас к выводу о том, что толерантность — понятие многозначное, имеющее сложную структуру, которое употребляется как в узком, так и в широком смысле: субъектом толерантного отношения, носителями толерантности могут выступать общество, группа, отдельная личность. Единым основанием для различных трактовок понятия «толерантность» является определение данного качества как условия нормального функционирования гражданского общества и одной из главных ценностей культуры мира, обеспечивающей выживание человечества.

Литература:

1. Большой словарь иностранных слов [Текст]. — М.: Центрополиграф, 2003. — 816 с.

2. Глобалистика: Энциклопедия [Текст] / И.И. Мазур, А.И. Чумаков. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. — 1328 с.

3. Зиман Э. Толерантные пространства и мозг [Текст] / Э. Зиман, О. Бьюнеман // На пути к теоретической биологии. — М., 1970. — С. 28-45.

4. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема [Текст] / Ю.А. Ищенко // Философская и социологическая мысль. — 1990. — № 4. — С. 48-60.

5. Кочергина З.А. Современные дискуссии по проблеме толерантности [Текст] / З.А. Кочергина // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. — методич. ст. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — С. 40-52.

6. Петрицкий В.А. Толерантность — универсальный этический принцип [Текст] / В.А. Петрицкий // Известия СП лесотехнической академии. — СПб, 1993. — С. 139-151.

7. Проблемы толерантности и экстремизма: материалы IV международной конференции [Текст]. — Воронеж.: ВГПУ, 2009. — 60 с.

8. Словарь психолога-практика [Текст]. — Минск: Харвест, 2001. — 976 с.

9. Советский энциклопедический словарь [Текст]. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 1600 с.

10. Толерантность: Материалы регион. науч.-практ. конференции [Текст]. — Якутск: ЯНЦСО РАН, 1994. — 95 с.

11. Шрейдер Ю.А. Равенство, сходство, порядок [Текст] / Ю.А. Шрейдер. — М.: Наука, 1971. — 254 с.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
СЕМАНТИКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОНЯТИЯ И—Э
ГЛАВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
ПЕСЕГОВА Н.М. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» У ПЕДАГОГОВ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИДЕНТИЧНОСТЬ: К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ
Теоретический анализ мастерства
Т. Г. Киселева ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИН-ЦИПОВ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
Ушаков В. О. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕХАНИЗМАХ РЕГУЛЯЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ТЬЮТОРСТВА В ЮНИСА: АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ
3.1. Историко-психологический анализ понятия «аутокоммуникация»
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ СВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ
В ЦЕЛОМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОЗВОЛИЛ СФОРМУЛИРОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ:
ПОЛИАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И КСЕНОФОБИИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АНАЛИЗА ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ
Добавить комментарий