§3. ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ

В XVIII столетии постепенно выяснилось, что всякий цвет можно получить путем смешения трех цветных компонентов в определенных пропорциях при условии, что длины их волн достаточно отличаются друг от друга. Представление о том, что любой цвет может быть «составлен» путем изменения интенсивности трех различных лучей получило название трихроматичности.

В 1802 году Томас Юнг выдвинул теорию, объясняющую трихроматичность: он предположил, что в каждой точке сетчатки должны существовать три «частицы» — крошечные структуры, чувствительные соответственно к красному, зеленому и фиолетовому.

Решающие эксперименты, подтвердившие идею Юнга о том, что цвет должен определяться мозаикой трех видов детекторов в сетчатке, были проверены в 1959 году: Джордж Уолд и Пол Браун в Гарворде и Эдвард Мак-Никол и Уильям Маркс в

Университете Джонса Гопкинса изучали под микроскопом способность отдельных колбочек поглощать свет с различной длиной волны, — обнаружили три и только три типа колбочек.

Герман Гельмгольц (1852 г.) принял и отстаивал теорию Юнга, которая приобрела известность как теория Юнга-Гель- мгольца. Согласно теории Юнга-Гельмгольца, изолированное возбуждение красноощущающего аппарата дает ощущение красного цвета, зеленоощущающего — ощущение зеленого цвета, фиолетовоощущающего — ощущение фиолетового цвета. Однако, как правило, свет одновременно действует на все три аппарата или по крайней мере на два из них. При этом возбуждение этих физиологических аппаратов с различной интенсивностью и в различных пропорциях по отношению друг к другу дает все известные хроматические цвета. Ощущение белого цвета возникает при равномерном возбуждении всех трех аппаратов. Ощущение черного цвета возникает, когда ни один из цветоощущающих аппаратов не возбуждается.

Параллельно теории цвета Юнга-Гельмгольца возникла и до недавнего времени казалась с ней несовместимой вторая научная школа — Э. Геринга (1834-1918).

Физики обычно примыкали к лагерю Юнга-Гельмголь- ца, так как их привлекали количественные аргументы и отталкивали доводы, связанные с чистотой цветов. Психологи часто были на стороне Геринга, вероятно в связи с тем, что им приходилось иметь дело с более широким разнообразием психофизических феноменов.

В 1878 году Э. Геринг заметил, что все цвета можно описать как состоящие из одного или двух следующих ощущений: красного, зеленого, желтого и синего. Геринг отметил, что человек никогда не воспринимает что-либо как красновато- зеленое или желтовато-синее; смесь красного и зеленого скорее будет выглядеть желтой, а смесь желтого и синего — скорее белой. Из этих наблюдений следует, что красный и зеленый образуют оппонентную пару — так же как желтый и синий, черный и белый, — и что цвета, входящие в оппонентную пару, не могут восприниматься одновременно.

Понятие «оппонентные пары» получило дальнейшее развитие в исследованиях Геринга и в предложенной им теории оппонентных цветов.

Геринг полагал, что в зрительной системе имеются три типа цветочувствительных элементов.

Один тип реагирует на красный или зеленый, другой — на синий или желтый, третий — на черный или белый. Каждый элемент противоположно реагирует на свои два оппонентных цвета: у красно-зеленого элемента, например, сила реакции возрастает при предъявлении красного цвета и снижается при предъявлении зеленого. Поскольку элемент не может реагировать сразу в двух направлениях, при предъявлении двух оппонентных цветов одновременно воспринимается один из них.

Теория оппонентных цветов с определенной долей объективности может объяснить ряд фактов. В частности, по мнению ряда авторов, она объясняет, почему мы видим именно те цвета, которые видим. Например, мы воспринимаем только один тон — красный или зеленый, желтый или синий, когда баланс смещен только у одного типа оппонентной пары, и воспринимаем комбинацию тонов, когда баланс смещен у обоих типов оппонентных пар. Объекты никогда не воспринимаются как красно-зеленые или желто-синие потому, что элемент не может реагировать в двух направлениях сразу.

Трехцветная теория цветового зрения и теория оппонен- тных цветов, каждая из них какие-то факты может объяснить, а какие-то нет. Как это случалось и раньше в истории науки, две теории, на протяжении десятилетий казавшиеся несовместимыми, обе оказались верны. Представления Юнга-Гельмгольца оказались верными для рецепторного уровня, а идеи Геринга об оппонентных процессах — для последующих уровней зрительной системы.

Согласно двухстадийной теории, те три типа рецепторов, которые рассматриваются в трихроматической теории, поставляют информацию для оппонентных пар, расположенных на более высоком уровне зрительной системы. Данная гипотеза была высказана, когда в таламусе — одном из промежуточных звеньев между сетчаткой и зрительной корой — были обнаружены цветооппонентные нейроны. Как показали исследования, эти нервные клетки обладают спонтанной активностью, которая повышается при реакции на один диапазон длин волн и снижается при реакции на другой. Например, некоторые клетки, расположенные на более высоком уровне зрительной системы, возбуждаются быстрее, когда сетчатку стимулируют синим светом, чем когда ее стимулируют желтым светом; такие клетки составляют биологическую основу сине-желтой оппонент- ной пары. Следовательно, целенаправленными исследованиями было установлено наличие трех типов рецепторов, а также цветооппонентных нейронов, расположенных в таламусе.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
АНОМАЛИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
АНОМАЛИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНОМАЛЬНОГО ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ (ТЕОРИЯ ЮНГА—ГЕЛЬМГОЛЬЦА)
ТЕОРИИ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ
КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, ИЛИ ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТИ В ЗНАНИИ
ГЕДОНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, ИЛИ ТЕОРИИ УДОВОЛЬСТВИЯ
СИНТЕЗ ТЕОРИИ МЕСТА И ВРЕМЕННБЙ ТЕОРИИ
СУБТРАКГИВНОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Добавить комментарий