ВРЕЗКА 7.ПОНАРОШКУ И ВСЕРЬЕЗ

Взрослые часто недооценивают изобразительную игру (игру «понарошку») маленьких де-тей, они считают, что она неважна для их развития и даже, возможно, вредна. Однако ис-следователи пришли к выводу о необходимости такой игры для полноценного развития ребенка.

Когда дети участвуют в «игре понарошку», они часто демонстрируют наличие в ней двух уровней смысла: реального и игрового. Давно известно, что дети, играя, сохраняют как реальную, так и игровую системы отсчета (Bateson, 1955). Например, находясь в реальной системе, малыши, играющие в полицейских и грабителей, знают, что на самом деле они -мальчики и девочки. Но, кроме того, они находятся глубоко в игровой системе. Когда между ними возникают какие-то размолвки, они часто меняют систему отсчета, чтобы разрешить свой спор, а затем возвращаются к своей игре, в которой действуют понарош-ку.

В течение раннего детства изобразительная игра существенно усложняется (Rubin et al., 1983). Дошкольники с возрастом совершают все более резкие переходы от реальности к фантазии, роли становятся все более замысловатыми, а их исполнение — более продолжи-тельным. Однако способность увидеть разницу между вымыслом и реальностью развита у них еще недостаточно, в результате чего 4-6-летние дети могут на самом деле поверить, что изображаемое ими реально (Harris, Brown, Marriott, Whittall & Harmer, 1991).

Дошкольники способны изображать понарошку самые разные вещи (Lillard, 1993). Они могут перенести свойства одного объекта на другой, представить себя или другого чело-века в роли кого-то, разыграть какое-то событие или сценку.

Становясь старше, дети начинают реже пользоваться разными бутафорскими предметами. Еще один аспект их развития -возрастающая гибкость при смене ролей. Сначала ребенок одновременно и субъект, и объект действия в игре, в которую он играет в одиночку; например, он делает вид, что ложится спать, сам укрывает себя одеялом. Затем ребенок начинает использовать игровой предмет в качестве субъекта, например куклу укладывает спать так, словно она делает это самостоятельно.

Думается, что между изобразительной игрой, различением видимости и действительности существует определенная связь. Детям, которые часто играли в «игры понарошку» в воз-расте 3-4 лет, легче понять, что одни объекты могут быть похожи на другие (Flavell, Fla-vell & Green, 1987; Flavell, Green & Flavell, 1986). Им проще посмотреть на происходящее глазами другого человека или понять чьи-то чувства. Исследователи предполагают, что внешне непритязательная игра-имитация крайне важна для развития ребенка, позволяя ему структурировать свои знания (Flavell, 1985; Garvey, 1977).

го-либо, но также значительный элемент фантазии и новые способы взаимодействия. С ее помощью дети знакомятся с социальными отношениями, нормами, традициями и другими аспектами культуры. Кроме того, такая игра способствует развитию грамотности ребенка (J. I. Davidson, 1996).

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
ВРЕЗКА 2.КАТАРСИС И АГРЕССИЯ
ВРЕЗКА 3.РАСА И ЭТНИЧНОСТЬ
ВРЕЗКА 12.Подростки-репатрианты
ВРЕЗКА 14.ОДИНОКИЕ ЛЮДИ
ВРЕЗКА 19.ОБЛЕГЧЕННОЕ САМОУБИЙСТВО
ВРЕЗКА 1.ДЕТСТВО, ПРЕРВАННОЕ ВОЙНОЙ
ВРЕЗКА 15.«МЕЛОЧИ ЖИЗНИ» И СТРЕСС
ВРЕЗКА 16.МЕЖДУ ДВУМЯ ПОКОЛЕНИЯМИ
ВРЕЗКА 17.ВЕК СТОЛЕТНИХ ЛЮДЕЙ?
ВРЕЗКА 1.ЭКСПЕРИМЕНТ С «МАЛЕНЬКИМ АЛЬ-БЕРТОМ»
ВРЕЗКА 13.ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ
ВРЕЗКА 15.ВОЗВРАТ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ
ВРЕЗКА 18.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
ВРЕЗКА 6.Учреждения для самых маленьких — причина беспокойства?
ВРЕЗКА 3.История о взаимодействии между наследственностью и средой
ВРЕЗКА 5.НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КОШКАМИ, ЛО-ШАДЬМИ И НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМИ ЗАЙЦАМИ
ВРЕЗКА 6.ГУСИ, ОБЕЗЬЯНЫ И ЛЮДИ: НЕКОТОРЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
ВРЕЗКА 12.В ЧЕМ ПРИЧИНЫ СУИЦИДОВ У ПОД-РОСТКОВ?
ВРЕЗКА 16.СОКРАЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ И АУТ-СОРСИНГ
ВРЕЗКА 17.ОСОБЕННОСТИ СНА В ПОЖИЛОМ ВОЗ-РАСТЕ
Добавить комментарий