§1. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. ИНЕРЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ГЛАЗА

Зрительные ощущения подразделяют на три вида: свето- ощущения, цветоощущения, различение формы объектов.

Квантовая теория зрения разработана отечественными учеными С.И.Вавиловым, Н.И.Пинегиным.

Зрительные ощущения отражают волновую природу света как определенного электромагнитного излучения солнца. Как известно, свет обладает не только волновыми, но и корпускулярными свойствами, так как световой поток образуется отдельными световыми частицами, или фотонами. Будет ли луч электромагнитной энергии именно светом, а не рентгеновскими лучами или радиоволнами, определяется длиной волны — расстоянием от одного гребня волны до следующего. Наши глаза могут воспринимать электромагнитные волны длиной от 400 до 700 нм (нанометров).

Попадание кванта света в сетчатку порождает цикл фотохимических реакций, приводящих к возникновению возбуждения в зрительно-нервном аппарате. Зрительный пигмент обладает особым свойством: при поглощении им светового фотона он изменяет свою молекулярную форму и при этом высвобождает энергию, запуская таким образом цепь химических реакций, которые приводят к появлению электрического сигнала. Затем сложный химический механизм глаза восстанавливает первоначальную конфигурацию пигмента. Одного кванта достаточно для того, чтобы разложить молекулу светочувствительного пигмента и тем самым заложить основу для процесса зрения. Однако его недостаточно для того, чтобы возникло световое ощущение. В результате излучения квантов источником света не равномерно, а порциями, возникают их физические флюктуации. Как показал С.И.Вавилов, воспринимаются флюктуации не того светового потока, который падает на сетчатку, а того, который эффективно поглощается пигментами сетчатки.

Зрительная система обладает определенной инерцией. При действии на глаз светового раздражения ощущение возникает не сразу, а через некоторый небольшой период времени, называемый латентным (ЛП) и иногда обозначаемый как время ощущения (ВО). ЛП (ВО) зависит от ряда факторов и прежде всего от действия стимула, может колебаться в пределах от 0,1 с при интенсивных раздражителях и до 0,25 с при слабых раздражителях. Иногда ВО путают с временем реакции (ВР) на световой стимул, которое в разных условиях изменяется в пределах 0,05-0,5 с. BP — это время, протекающее от момента приложения зрительного стимула до начала эффективной реакции (словесной, двигательной, секреторной). ЛП — это время, протекающее от момента приложения зрительного стимула до возникновения зрительного ощущения. Так же как и ЛП, ВР не остается константным, а изменяется в зависимости от интенсивности стимула, его природы.

Первичная реакция на световой стимул носит форму «волны ощущения», которая быстро поднимается и относительно медленно затухает.

По окончании действия светового стимула зрительное ощущение «по инерции» длится в течение некоторого времени.

Проблема инерции в зрении, и в частности вопрос о последовательных образах (послеобразах), явилась предметом многочисленных исследований. Последовательные образы могут быть подразделены на два класса: положительные, отрицательные.

Послеобраз зависит от действия ряда факторов, из которых наиболее важные следующие:

— интенсивность стимула;

— области поля зрения, куда стимулы направляются;

— время следования повторяющихся стимулов;

— адаптация.

Хотя феномен послеобразов легко наблюдаем, однако их природа очень сложна. Несомненно, что в их возникновении большую роль играет сетчатка и фотохимические процессы, происходящие в ней.

Большую роль инерционные свойства глаза играют при воздействии очень кратких световых стимулов, в восприятии мелькающего света, в явлениях адаптации, контраста.

Световое ощущение, вызванное единичными краткими стимулами, переходят через максимум. Это лежит в основе того, что при одинаковой яркости прерывистые вспышки кажутся светлее, чем постоянный свет. Причина этого в том, что зрительное возбуждение достигает максимума в начале действия светового стимула, так как значительная часть нервных волокон зрительного нерва реагирует на свет мощным разрядом импульсов именно в начале светового раздражения.

Начало научному изучению воздействия на глаз мелькающего светового раздражения положил бельгийский физик и физиолог И.Плато.

Прерывистая световая стимуляция широко используется в ряде областей практики: кино, телевидение, люминесцентное освещение. Быстро следующие один за другим световые стимулы имеют тенденцию сливаться в ощущении, давая тот же эффект, что и непрерывное освещение. Частота стимулов, при которой происходит это слияние, называется критической частотой слияния световых мельканий (КЧ). КЧ определяется числом световых стимулов в секунду. При частоте, которая несколько ниже критической частоты, возникает неприятное ощущение ослепления.

При КЧ зрительная система усредняет эффекты прерывистой стимуляции на линейном основании, так что вся энергия вспышек света распределяется равномерно на весь период стимуляции (закон Плато-Тальбо). Это отношение носит ограниченный характер и значимо только для яркостей средней степени.

КЧ зависит от действия как физических, так и физиологических факторов. КЧ варьирует в зависимости от характера освещения, от длины волны света, от освещенности окружающего поля, от области сетчатки, которая освещается, и от монокулярной или бинокулярной подачи стимулов. Значительно влияет на КЧ зрительная адаптация, гипервентиляция, гипоксемия, охлаждение — согревание. Побочные раздражители как самой зрительной системы, так и других сенсорных систем (например, звук, пахучие вещества) также могут влиять на КЧ.

Как показали исследования Schultze М., мелькающий свет влияет не только на зрение, что выражается в более быстром зрительном утомлении, чем при зрительной работе с постоянным светом, но также и на ряд других систем организма (например, на химический состав крови).

Первым, кто описал зрительную адаптацию, был английский физик Ф.Л. Болл. Наиболее детально исследована тем- новая адаптация зрения, приводящая к повышению световой чувствительности в сотни тысяч раз.

Существуют способы ускорения процесса темновой адаптации, которые практически применимы. К ним относятся: 1) регулирование освещения перед переходом в темноту (рекомендуется перед выходом в темноту находиться в помещении с умеренным, а не сильным освещением); 2) ношение очков с цветными стеклами (ношение очков с желто-зелеными фильтрами до выхода в темноту); 3) засвет глаз белым или красным светом (после пребывания человека в помещении с умеренным освещением перед выходом в темноту), который повышает уровень светочувствительности; 4) применение вкусовых или обонятельных раздражителей, повышающих общую возбудимость нервной системы и усиливающих основной очаг возбуждения в световом анализаторе.

Световой адаптацией глаза называется понижение его абсолютной световой чувствительности, происходящее от изменения в палочках сетчатки запаса светочувствительных веществ и охранительной функции коркового торможения. Выйдя из темного помещения на ярко освещенный снег, мы как бы ослепляемся ярким светом снега и не различаем какие- либо детали вокруг нас. После первоначального крайнего снижения абсолютной чувствительности падение кривой чувствительности становится медленнее, а затем прекращается, останавливаясь на определенном уровне.

Светлотный и цветовой контраст имеет важное значение для остроты зрения. Остротой зрения называется степень четкости различения границ предметов. Острота зрения определяется тем минимальным промежутком между двумя точками, который порождает минимальное ощущение граней или отдельности одной точки от другой. В качестве обычного метода определения остроты зрения употребляется таблица букв различных размеров или таблица с кольцами Ландольта. Повышение остроты зрения путем упражнений впервые было установлено русским врачом Добровольским. Он доказал эту возможность в отношении наиболее трудного различения — мелких букв боковым зрением.

Январь 24, 2019 Психология развития, акмеология
Еще по теме
ГЛАВА 1. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
§4. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ, ИХ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФОРМЫ. СТАТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ, ИХ ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА
§2. Общие качества зрительных ощущений. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ
Свойства ощущений
§1. ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ИХ СВОЙСТВА
§4. Органические ощущения, их свойства
§2. Обонятельные ощущения, их свойства
Виды и свойства ощущений
7.3. Основные свойства и характеристики ощущений
АНАТОМИЯ ГЛАЗА ПОЗВОНОЧНЫХ
ОСТРОТА РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ГЛАЗА
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАЗА: ДВИЖЕНИЯ И РАСПОЛОЖЕНИЕ
СИСТЕМЫ ГЛАЗА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ
СЛУЖАТ ЛИ ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА ОКНАМИ ЕГО ДУШИ
О СТАРОМ АФОРИЗМЕ «ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО ДУШИ» ПО ИРИДО-ПУПИЛЛЯРНЫМ ДАННЫМ
6.2.1. ДЕЙСТВИЕ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА КОЖУ, ГЛАЗА И ПОЛОСТЬ РТА
Подсистема условий, обеспеч. приобретение этим действием намеченных свойств. Итоговые желаемые свойства:
§4. СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. ОБЩИЕ КАЧЕСТВА СЛУХОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ
§1. ВИБРАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ. Механизм вибрационных ощущений
Добавить комментарий