АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ.

Категория «жизненный путь» является отличительной чертой современной научной позиции в отношении индивидуальной человеческой жизни, связанной с формированием нового научного подхода к изучению человека в развитии, подчеркиванием ведущей роли личности как субъекта собственного развития на протяжении всей жизни.

Принимая во внимание сложность и многомерность природы жизненного пути, а также трудность психологической операционализации категории на современном этапе в самом общем виде жизненный путь можно определить как способ осуществления личностью своей жизни, сопряженный с выделением в ней уникального, противостоящего универсальному, соотнесения с собственным «Я» как представляющим и занятие в этом отношении позиции рефлексирующего субъекта.

Одной из актуальных проблем в исследовании жизненного пути является проблема (само)регуляции жизненного пути, связанная с поиском личностных структур (диспозиций, ресурсов и пр.), детерминирующих процессы управления, конструирования, контроля, проектирования жизненного пути, обеспечение его целостности [1; 3; 4; 14; 17; 18; 21; 24; 25; 26; 27; 30; 31; 33; 35; 37 и др.].

Ведущая роль в реализации процессов, связанных с осознанной саморегуляцией жизненного пути, отводится рефлексии [3; 4; 10; 13; 17; 21; 24; 31 и др.], появление которой характеризуется как решающий, поворотный момент, с которого начинается «либо путь к душевной опустошенности.., либо другой путь к построению нравственной человеческой жизни на сознательной основе» [24, с. 78]. Такое понимание опирается на традицию «онтологической» трактовки рефлексии в отечественной психологии, согласно которой подлинно человеческая жизнь мыслится как рефлексивное отношение субъекта к себе и собственному бытию, заданной работами С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. П. Зинченко и их последователями [6; 7; 11; 13; 14; 17; 18; 20; 22; 23; 24; 25; 26 и др.], а в западной психологии работами, выполненными в русле экзистенциально-гуманистического направления [16; 19; 34 и др.], связанными с выделением особого внутреннего состояния «чистого» Я самодистанцирования, из которого индивидуум способен осуществлять управление собственной жизнью.

Основное различие между зарубежными и отечественными подходами связано с методологическим основанием понимания источников рефлексивной саморегуляции жизненного пути. Так, в зарубежной психологии ведущая роль отводится развертыванию врожденных, психобиологических интенций, потребностей и устремлений, упуская те аспекты «человеческих возможностей, которые не относятся к изначально данным, а складываются прижизненно в процессе бытия в мире» [13, с. 47]. Отсюда ключевым признается вопрос о степени внутренней свободы, которой обладает человек в развернутой во времени системе самостоятельных жизненных выборов, связанных с осознанием их относительности. Напротив, источники рефлексивной саморегуляции жизненного пути в отечественной психологии связываются с ее способностью занять позицию субъекта по отношению к себе и своей жизни, которая складывается в процессах общения с другими людьми и несет на себе отпечаток тех социальных ситуаций, в которых она возникает; здесь получают трактовку, прежде всего, социальные, культурные и духовные возможности развития личности. В рамках такого понимания способность выстраивать самому линию своей жизни возводится в принцип развития человека, по мере взросления которого все большее место занимают процессы и механизмы саморегуляции и саморазвития.

Продолжая «онтологическую» традицию, современные отечественные исследователи осмысливают рефлексию в контексте механизмов саморегуляции и, шире, саморазвития, составляющего основу сознательной активности личности, где сама рефлексия проявляется как: осознанное отношение личности [24; 31; 38 и др.], поиск смысла жизни [7; 12; 23], психотехника саморазвития личности [4; 18], способ осознания индивидом себя как субъекта [20; 29], базовый механизм самоорганизации психической активности [22, с. 112 132], механизм самоуправления развития субъекта , произвольное обращение человеком сознания на самого себя , самопонимание, результатом которого является «осмысленный результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения» [8, с. 27], самопроектирование и самоосуществление, связанные «с экзистенциальным обращением к предельным смыслам действенного бытия и жизнедеятельности» [32, с. 488] и пр.

Функционирование рефлексии в процессах саморазвития связывается с «самоисследованием», результатом ее становится переосмысление человеком самого себя и своих отношений [8; 17; 22; 23; 31; 32 и др.], благодаря рефлексии человек может сделать свой жизненный путь «предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития)» [29, с. 161]. Занимая позицию рефлексирующего субъекта, человек обращается к основаниям собственных действий , поступков , знаний , поднимается до уровня субъекта, автора своего жизненного пути, приобретает свободу выбора. Особо подчеркивается роль рефлексии в обеспечении целостности развития личности посредством направленного прокладывания личностью центральной «жизненной дороги» , самоопределения личности в мире, саморегуляции [2; 11; 13; 22 и др.], «расширения» сознания смыслов событий жизни , порождения новых информационно-когнитивных моделей мира из существующих в «субъектном тезаурусе» человека , принятия личностью своих возможностей, ограничений, тревог ответственности и свободы [2; 3; 8; 9; 11; 24 и др.], генерации субъектности [20; 29 и др.] и пр. Наиболее актуальным включение рефлексии в процесс смыслообразования признается в ситуациях жизненных противоречий, где рефлексия, выполняя регулятивную функцию, обеспечивает мобилизацию личностных ресурсов, способствует продуктивному изменению нецелесообразного поведения, деятельности, отношения. Проявляясь в тех средах, которые отличает наличие проблемно-конфликтной ситуации, рефлексия выступает фактором и условием развития жизненного пути личности в процессе осмысления событий жизни, связанных с переживанием кризисов развития [24; 30; 31; 32 и др.].

Определяющее влияние «биографической» рефлексии на процессы развития и саморазвития взрослого человека отмечается в современной психологии развития [4; 26; 27; 30; 43; 45; 46 и др.], акмеологии , психологии жизненного пути [1; 14 и др.] и других областях психологического знания [16; 18; 19; 21; 23; 31; 33 и др.]. К. Юнг выделяет «индивидуацию» взрослого внутреннюю работу самопознания, исследование собственного субъективного опыта, направленное на интеграцию Я, установление баланса. Развивая идеи К. Юнга, С. Fitzgerald связывает потенциал самоисследования взрослых с поиском личностного смысла, поддержанием высокой продуктивности и формированием целей на будущее. Как подчеркивают авторы [42; 44; 45; 46; 47; 49; 51 и др.], «биографическая» рефлексия актуализируется в переходные периоды взрослости, когда предметом углубленного самоанализа оказываются способы самореализации, жизненные выборы, новое в «Я», ретроспективное осмысление продуктивности и потерь в социальных отношениях и в профессиональной области и пр. Рефлексия здесь рассматривается как ресурс оптимизации физических и социальных напряжений, изменения жизненной ситуации, вызывающей тревогу и стресс, в сторону относительной стабильности в развитии, поиска эффективных копинг-стратегий и адаптации к изменениям, связанным с физическими и социальными потерями, установления баланса между различными сферами жизни [42; 45; 46; 47; 49 и др.]. Подчеркивается связь между актуализацией рефлексии и наблюдаемых изменений в среднем возрасте, связанных с уменьшением стремления к личностному росту [37; 46; 50 и др.], восприятием будущего как ограниченного, несвободного и маловариативного , увеличением духовности и пр.

Значимое влияние «биографически» направленной рефлексии в процессах построения «субъективной картины жизненного пути» во взрослых возрастах отмечают и некоторые отечественные исследователи, связывая способность взрослого, зрелого человека к преобразованию своей личности и ситуации развития с функционированием особой личностно-биографической структуры [3; 4; 14; 31 и др.] или движущей силой развития [1; 30].

Таким образом, наиболее значимые изменения в развитии взрослой личности связываются с повышением роли рефлексии, направленной на осознание и осмысление фактов и явлений жизненного пути, что обусловливает гибкость в оценке жизненного пути, прежде всего его смысловой насыщенности.

Вместе с тем, можно констатировать онтологическое и методологическое изменения статуса автобиографической рефлексии в современной психологии, превращающие традиционный метод (психобиографического) исследования жизненного пути личности в специальный предмет психологического исследования.

Опираясь на вышеизложенное, а также принимая во внимание традицию психологического исследования рефлексии как предмета изучения, согласно которой не существует рефлексии вообще, рефлексия это всегда «рефлексия над…», в том смысле, что она не субстанциональна, а интенциональна, мы полагаем, что ключевым механизмом саморегуляции жизненного пути

зрелой личности является особая форма рефлексии — рефлексия жизненного пути.

Проведенный нами теоретический анализ показал, что как особая феноменологическая область рефлексия жизненного пути не являлась предметом специального исследования, вместе с тем, как компонент того целого, которое рефлектирует-изменяет, рефлексия жизненного пути составляет основное содержание жизненного пути взрослой личности.

Опираясь на положение о представлении «онтологической» природы рефлексии в динамике [4; 20; 22; 23; 32 и др.], рефлексию жизненного пути мы рассматриваем как процесс самоисследования и самопреобразования жизненного пути на основе открытия новых знаний и способов его осуществления.

Использование принципа системной детерминации, согласно которому развитие рефлексии видится через функциональный механизм структурно-уровневого движения, определяющего саморазвитие системы, где сама рефлексия выступает как компонент того целого, которое рефлексируется [2; 6; 7; 9; 20; 29; 32 и др.], открывает новые возможности в изучении рефлексивного механизма саморегуляции жизненного пути, позволяя увидеть в рефлексии феномены и общепсихологические законы саморазвития личности. Реализация принципа системной детерминации находит свое выражение в выделении низких и высоких уровней рефлексивного отображения, где высшие уровни связываются с личностным уровнем самоопределения , духовным уровнем развития человеческой субъектности , возможностью достижения самоотношения и самопринятия и пр., а низшие рассматриваются как механизмы, регулирующие «отдельные исполнительские действия, выполняемые по готовой стандартной программе» [11, с. 27], отвечающие за прерывание автоматизированной активности и моделирование своих переживаний [22, с. 7 — 12], сопоставление ситуации с промежуточными результатами действия и пр. Характерным также является акцент на внутреннюю дифференцированность рефлексии, ее феноменологическую неоднородность, воплощенную в разнообразии «моделей смотрения на себя» , форм рефлексивного отношения , уровней разворачивания рефлексии [29 и др.] и др.

Перечисленные положения формируют контекст исследования рефлексии жизненного пути, в рамках которого функционирование рефлексии жизненного пути мы можем представить в модели, образованной системой сменяющих друг друга модусов «слоев» рефлексии, различающихся по объекту рефлексии, где последующий слой «рефлексивного модуса» в качестве объекта рефлексии включает продукт рефлексии предыдущего. Условно мы можем выделить два слоя поверхностный и глубинный, движение и смена которых определяют функционирование и развитие рефлексии. Поверхностный слой образует рефлексия непосредственного жизненного опыта, результатом которой является жизненный путь личности, а глубинный слой рефлексия жизненного пути, его когнитивных и ценностно-смысловых оснований, которые имплицитно содержит рефлексия жизненного опыта, но открытие которых не требуется для его рефлексии. В глубинном слое рефлексия не останавливается после осознания жизненного пути как целого. Здесь происходит выход за пределы знаемого жизненного пути, отказ от тех жизненных ценностей и смыслов, которые воплощает сформированный в рефлексии жизненный путь. Это движение позволяет субъекту по-новому увидеть свой жизненный путь и себя как рефлексирующего субъекта. Переход в глубинный слой проявляется только как результат активности человека. Этот переход осуществляется после того, как рефлексия непосредственного опыта (поверхностный слой) признается субъектом как недостаточная.

Изучение проблемы развития рефлексии жизненного пути реализуется нами в контексте культурно-исторической парадигмы Л. С. Выготского через изучение возможностей использования знаковых систем (на примере автобиографического нарратива) как психологического орудия в развитии рефлексии жизненного пути. В рамках данной парадигмы мы рассматриваем рефлексию жизненного пути как «психотехнику» саморазвития личности, опосредованную сложными, многомерными знаками, что делает ее транслируемой в культуре.

Исходной, преобладающей до настоящего времени в культуре, знаковой структурой, опосредующей рефлексию жизненного пути, вслед за Е. Е. Сапоговой [26; 27] и другими исследователями [25; 33; 35; 43 и др.] мы рассматриваем автобиографический нарратив — знаковую структуру, операционализующую рефлексию жизненного пути в сознании действующего субъекта. Экстраполируя на автобиографический нарратив идею Л. С. Выготского об «инструментальности» психической жизни человека , а также структурно-семиотический подход к анализу текстов [15; 39 и др.], мы рассматриваем его как интериоризованную структуру, используемую субъектом в рефлексии жизненного пути. Мы полагаем, что автобиографический нарратив содержит в себе структуры, выступающие средствами рефлексии жизненного пути. В качестве таких структур мы рассматриваем набор формально-синтаксических характеристик, к которым относится сюжет, фабула, мотив, герой, жанр и др., в которых зафиксированы некие обобщенные общезначимые значения и смыслы событий жизни [25; 26; 27; 35 и др.], позволяющие представить любой автобиографический нарратив как систему структурных компонентов. Данный подход основан на понимании автобиографического текста как психологического операционального наполнения процессов самосознания, рефлексии, смыслообразования в нарративной и дискурсивной психологии [25; 33; 35; 43], в культурно-исторической психологии [26; 27], культурной психологии личности.

Разработка качественно новой единицы психологического анализа рефлексии жизненного пути требует проведения эмпирического исследования, для осуществления которого необходим новый методический инструментарий. На основе сформулированных выше представлений нами была разработана и апробирована методика диагностики рефлексии жизненного пути на материале создания автобиографического нарратива «История моей жизни».

С целью изучения психологического содержания рефлексии жизненного пути, образованной «двухслойной моделью», на материале создания автобиографического нарратива нами было проведено эмпирическое исследование.

В качестве гипотетического фактора детерминации содержания рефлексии поверхностного и глубинного слоев в нашей работе избрано одно из наиболее значимых психологических образований жизненного пути личности смысл жизни [1; 4; 14; 16; 23; 34 и др.]. В представленном ниже эмпирическом исследовании нас интересовал вопрос о наличии связи между типами рефлексии поверхностного и глубинного слоев, отличающихся качественным своеобразием и смысложизненными ориентациями личности.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить следующие формы помощи детям группы риска:
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ АНАЛИЗОМ ЗАДАНИЯ И АНАЛИЗОМ РАБОТЫ
Метод качественного содержательного анализа текста (контент-Анализ)
ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ШИЗОИДНОГО ПСИХОТИПА СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА. АНАЛИЗ ПО ШКАЛАМ ПДО (ОТ ОБЩЕЙ ВЫБОРКИ):
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК У КУРСАНТОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО ФИЛИАЛА РОСТОВСКОГО ВОЕННОГО ИНСТИТУТА РАКЕТНЫХ ВОЙСК, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВОМ КУРСЕ. ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО ШКАЛАМ ПДО (ОТ ОБЩЕЙ ВЫБОРКИ):
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА
Добавить комментарий