Биполярность человека

То, что психическое тело взаимодействует не только с физическим, но и с реальностью другого порядка — духовным миром, принципиально важно. Человек — дитя материи и духа — подвержен двум типам влияний — физическому и духовному.

«Двухполюсное» понимание человека, казалось бы, банально — вся религиозная, значительная часть философской и художественной литературы сосредоточены на дихотомии «Бог — дьявол», «духовное — материальное», «животное — возвышенное» и т.п.

Однако в психологии биполярность человека обычно «не замечается». В отличие от животного Божественное не поддается позитивистской методологии.

Интересен один эпизод в истории психологии: учение Фрейда о подсознании и надсознании. Сведя происхождение надсознания (супер-эго) к усвоению социальных предписаний и запретов, Фрейд не перешагнул границ дозволенного атеистическим мировоззрением. По-видимому, он не был удовлетворен этой теорией, так как проблема мотивационной двойственности продолжала его занимать. Это нашло отражение в теории двойственности первичных позывов — врожденных инстинктов жизни и смерти. Впрочем, и эта теория Фрейда также не удовлетворяла.

При признании реальности индивидуальной духовности идея о надсознании и подсознании предстает в новом свете.

Надсознание — это область индивидуального духовного, которое так же, как и подсознательные импульсы, мало осознается, но имеет иную природу.

Чтобы понять, как высоко «забирается» Я-центр, нужно знать, где он исчезает. Выше ментального уровня (например, при «эстетическом экстазе») Я-центр еще существует. В состоянии нирваны, поднявшись достаточно высоко, Я-центр исчезает, сливается с окружающим Миром.

63 «Бездуховное творчество» — оформление продуктов работы ума или воображения, т.е. содержания, созданного психическим телом, не связано с деятельностью Я-центра.

Импульсы подсознания (к ним относятся фрустрированные биологические и некоторые другие «низшие» потребности) влияют на поведение непосредственно. Импульсы надсознания опосредованы эмоцией и мыслью.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Волохонский В.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИПОЛЯРНЫХ И УНИПОЛЯРНЫХ ШКАЛ В ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
10.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМАХ «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА», «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК», «ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
И.В. КУШНИКОВА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» И «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»
4. ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ПЕРЕМЕНЫ: МИР, МЕНЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА, И ЧЕЛОВЕК, МЕНЯЮЩИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МИРА
13.1. ЧЕЛОВЕК И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА: РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Григорьева-Голубева В.А. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»
13.2. ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРЕДА: ВОЗМОЖНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
9.7. ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»: ВОСПРИЯТИЕ ПВК ПАРТНЕРОВ
10.4. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
СРЕДИ МНОЖЕСТВА РАЗНОРОДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ С. Л. РУБИНШТЕЙН ОСОБО ВЫДЕЛЯЕТ ЛЮБОВЬ КАК ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ.
Эволюция бихевиоризма и психоанализа рубежной психологии. Основные научные направления отечественной психологии человека» Основные формы объяснения психических механизмов целенаправленной активности человека.
ВООБРАЖЕНИЕ И ЧЕЛОВЕК
СРЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК
БИОТИПЫ ЧЕЛОВЕКА
ФЕРОМОНЫ ЧЕЛОВЕКА
ЧЕЛОВЕК — ТВОРЕЦ
ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ...
КЛЕТКИ ЧЕЛОВЕКА
ПСЕВДОРАЗВИТОЙ ЧЕЛОВЕК
Добавить комментарий