НЕ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ

Состояние, характеризующееся отсутствием или отрицанием личностной идентичности и автономности, а также импульсов спонтанного самовыражения – одна из возможных разновидностей внутриличностного функционирования. В вышеупомянутой работе Р. С. Зиллера стремлению к индивидуации, понимаемой как сепарация от других и поиск своей неповторимости, противопоставляется лишь деиндивидуация, понимаемая как «растворение» в группе. В ней не учитывается другая альтернатива индивидуации – состояние «не быть самим собой». Такой недочёт упускает из виду ряд психологических феноменов, начиная от потери чувства идентичности и самостоятельности и кончая крайне патологическими их проявлениями при синдроме деперсонализации.

В психоконсультационной и психокоррекционной беседах указанное состояние часто отражается в речи клиента и подвергаются анализу внешние и внутренние условия, способствующие его возникновению. Из многочисленных случаев можно привести один.

Случай 12. С. Р., 30 лет, с высшим гуманитарным образованием, обратилась к нам по поводу невротических страхов смерти и определенных барьеров в общении с молодым мужчиной, отношения с которым были не совсем определенны, но за которого она хотела выйти замуж. При самоописании и рассказе своей психобиографии вырисовывались два момента: (1) она часто ощущала, что «я – это не я», «я реально может быть и не существую» и т. п.; отмечала, что такое ощущение появилось еще в пубертатном периоде, однако усилилось после окончания школы; она утверждала, что не может проявить элементарную самостоятельность, у неё нет собственного облика, «я» как бы замерло изнутри, всё время скована и не может проявить себя спонтанно; (2) отрицательно на её формирование повлиял аффективный, вспыльчивый и агрессивно-запрещающий (в некоторой степени циничный) подход отца к ней и к её матери.

Отец ей часто внушал, что она ничего не может, что она, как выразилась С. Р. «лапша» и т. п. Любое проявление с её стороны самостоятельности и спонтанности либо высмеивалось им, либо подвергалось осуждению. В процессе анализа страхов смерти стало ясно, что они были связаны с ощущением потери или отсутствия «самости». Что же касалось личностных качеств мужчины, с которым она хотела связать свою судьбу, то они мыслились как антиподные чертам характера отца. В целом, в общении с этим желательным партнером жизни С. Р. могла свободно выразиться, он давал импульсы для того, чтобы она чувствовала себя самостоятельной и полноценной женщиной, однако в некоторых случаях, во время какого-либо спора, стоило ему в чем-то упрекнуть её, как тут же у неё актуализировались все те же симптомы состояния «не быть самой собой».

Как это видно из рассматриваемого случая, ощущение отсутствия «самости» может формироваться в подростковом возрасте, но его корни уходят в глубокое детство и во многом зависят от условий раннего семейного воспитания. В этом плане плохую услугу может оказать не только агрессивно-вспыльчивое отношение к ребенку, но и сверх-опека, основанная на недоверительном отношении к ребенку, находящемуся на ранней стадии развития физических и психических возможностей. Э. Эриксон правильно подметил значение фактора доверия-недоверия в развитии ребенка в раннем детстве.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Б. Не быть (а) как другие, (б) с другими, (в) для других – быть самим собой.
В. Не быть (а) как другие, (б) с другими, (в) для других – не быть самим собой.
А. Быть (а) как другие, (б) с другими, (в) для других – не быть самим собой.
Г. БЫТЬ САМИМ СОБОЙ – НЕ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ.
2. БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
4. НЕ ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ
Г. ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ – НЕ ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ.
4. ВЛАДЕТЬ САМИМ СОБОЙ
ПСИХОТЕРАПИЯ: ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С САМИМ СОБОЙ
Общение с самим собой (структурный анализ)
Добавить комментарий