«Бытовой» способ преодоления горя — плач, разряжающий жалость к себе.

Жалость к себе — суррогат теплого отношения 36, форма регрессивной защиты, уход в детство, когда потребность в любви удовлетворяется общением с матерью.

Материнская любовь погружает травмирующую ситуацию в более широкий и благоприятный контекст (мамины колени). Травмирующая ситуация становится частной и утрачивает долю значимости. Безысходность прерывается. Нити любви образуют мостик, по которому можно выбраться. Появляется надежда, свет в конце тоннеля.

Жалость к себе отчасти воспроизводит материнскую любовь («Кто же тебя, хорошего, еще пожалеет?») и создает иллюзорное ощущение участия, тепла, понимания и т. п. Но одновременно она парализует волю и в конечном итоге, когда мираж рассеивается, обостряет одиночество.

В жалости к себе присутствует элемент разотождествления: одновременно сосуществуют и тот, кого жалеют, и тот, кто жалеет. Последний как бы находится над ситуацией. Другой позитивный момент — в том, что плач разряжает энергию страданий и они отчасти утрачивают свою деструктивность.

Другой «бытовой» способ борьбы со страданиями — отвлечение, или уход (в пьянство, в работу, в развлечения и т.д.). Разновидностью ухода является и основанное на афоризме «Время лечит» терпеливое ожидание, когда страдание притупится.

Следствие ухода — вытеснение — сохраняет деструктивный потенциал страдания, которое продолжает свою разрушительную работу в подсознании, часто приводя к отсроченным приступам депрессии. Но и в уходе есть позитивный момент — активное желание преодолеть ситуацию.

Одна группа «бытовых» приемов борьбы с чувством вины — это наказание, раскаяние и прощение. «Бытовыми» они являются, когда наказание и прощение воспринимаются как внешние действия (первое — как возмездие или месть; второе — как примирение), а раскаяние — как цена, которую нужно уплатить за прощение. В этом случае переживание вины бесполезно для Работы: склонные к «раскаянию» люди (а то и целые страны) привыкают «согрешивши, покаяться и опять согрешить».

Однако и наказание, и раскаяние, и прощение могут быть и не «бытовыми».

Если наказание идет изнутри как самонаказание, проявляющееся в муках совести и жертвах, которые нужно принести вследствие своих ошибок, а раскаяние является внутренней работой осмысления произошедшего, то прощение достигается также изнутри в форме прекращения чувства вины и завершения эпизода греха.

Теплота, любовь и забота — сильнейшие терапевтические факторы. В любой терапии важны эмпатийность, атмосфера принятия и т.п. При самотерапии, какой является работа по преодолению духовных кризисов, их заменители (хотя и неполноценные) — это самопринятие и недопущение самообвинений, нападок на себя и т.п.

Вторая группа приемов борьбы с переживанием вины — самооправдание. Так, проанализировав имевшиеся возможности, можно установить, что «обвиняемое» поведение было наилучшим из возможных в той ситуации или вообще единственно возможным для меня, т.е. «правильным».

В самооправдании есть несколько позитивных моментов. Один — самопринятие. Второй — видение хорошего в плохом. Третий — сомнение в «качестве» нравственных критериев. Понимание, что я, как «голубой воришка» из «Двенадцати стульев», который «крал и ему было стыдно», поступаю «правильно», но «плохо», приближает к осознанию противоречий между нравственными требованиями и жизненными правилами.

Негативный момент самооправдания — самообман. При самооправдании обычно не хватает внутренней честности называть белое белым, а черное — черным. Позволяя увидеть хорошее в плохом, самооправдание затрудняет видение плохого в хорошем (например, собственных недостатков). Кроме того, самооправдание сужает поле зрения и не позволяет увидеть ситуацию греха «со стороны», со всем разнообразием имевшихся в ней возможностей.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Методика на преодоление ограниченно-привычных представлений о мире и о себе
С.К. СЕМОЧКИН, А.М. ПАВЛОВА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ СТУДЕНТАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
И. Р. Абитов ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Филимоненко Ю.И. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ПЛОТНИКОВА Н.Н. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЯХ
Переживание как способ преодоление критической ситуации
ПЛАЧ
Обобщенность действия. Отделение существенных свойств от несущественных. Способ: преподнесение сначала общей схемы, а не конкретного примера. Такая схема будет усваиваться сама по себе. В процессе применения схемы к множеству частных примеров она становится неким общим. Материалы для подбора:
СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ.
«Бытовая» психотехника
ИНТЕНСИВНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ
ПРОРАБОТКА ГОРЯ (УТРАТЫ)
2. БЫТОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Куфтяк Е.В. Предикторы материнского горя В СИТУАЦИИ РОЖДЕНИЯ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА
P6 – ПОТРЕБНОСТЬ В СОВМЕСТНОМ РЕШЕНИИ БЫТОВЫХ ПРОБЛЕМ
Горошкова Т.Б. Некоторые причины бытового алкоголизма
1.2. ЗАДАЧА ПЕРВАЯ: ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БЫТОВЫХ ПРОБЛЕМ
БЫТОВОЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ВОЛЕВУЮ СФЕРУ ЛИЧНОСТИ
Хлебосолова А.Н., Канушкина А.Р. ОСОБЕННОСТИ БЫТОВОГО «МАГИЧЕСКОГО» НАРРАТИВА У СОВРЕМЕННЫХ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
Добавить комментарий