Чувство собственного достоинства

При чувстве собственного достоинства четкая 26 граница между Я и не-Я дополняется признанием автономности и ценности как Я, так и не-Я.

Ценности Я и не-Я устойчивы, могут длительное время сосуществовать, не уничтожая одна другую. Ценность другого не зависит от ценности себя. Обе ценности непреложны и не зависят от внешних обстоятельств.

Ценности Я и не-Я примерно «равны» (насколько количественный подход уместен в разговоре о ценностях). Примерно поровну распределено внимание к Я и к не-Я. Примерно одинаковы объемы представлений о Я и о не-Я.

Если Я преобладает над не-Я (эгоцентризм) или Я отсутствует (состояние самотождественности), говорить о чувстве собственного достоинства не приходится, так как в первом случае человек лишен внешнего мира (не-Я), а во втором — своего Я.

Чувство собственного достоинства хрупко. Его уничтожают зависть, ревность, обиды, самооценка на основании сравнения своих достижений с чужими (свои успехи снижают ценность других людей, а неуспехи снижают ценность Я).

Рассматривать жизнедеятельность человека как динамику границы Я и не-Я предложил основатель гештальт-терапии Ф. Перлз. До него сходный подход просматривается в последних работах А.Ф. Лазурского. Теория личности, использованная М. Люшером при конструировании его цветового теста, по-видимому, также основана на сходной идеологии.

26 Граница называется «четкой», если в разных актуальных ситуациях одно и то же содержание постоянно относится либо к Я, либо к не-Я. Если содержание попеременно относится то к Я, то к не-Я, граница расплывчата (состав Я и не-Я изменчив).

Среди проявлений чувства собственного достоинства можно выделить следующие. Постоянное самоощущение — ощущение своего Я.

Абсолютизация (аксиомизация) ценности своего Я. Я ценно не потому, что хорошо, а априорно потому, что оно — Я.

Восприятие, при котором мир не сливается с субъектом. Такое восприятие формирует реальное не-Я.

Ценностное отношение к не-Я, не обусловленное никакими факторами: «Мир хорош потому, и только потому, что он существует». Такое отношение редко, но возможно не только как идеал религиозной этики. Многим оно знакомо, если не по отношению к миру в целом, то по отношению к отдельным вещам (закаты на море, лес весной и т.д.).

Эти общие свойства конкретизируются в том отпечатке, который чувство собственного достоинства накладывает на всю психическую жизнедеятельность.

В каждой мысли присутствуют и ее субъект (Я), и объект (то, о чем думает субъект).

Человек, решающий задачу, целиком погружен в ее содержание.

Его Я нет. Однако, если к мыслям о задаче добавляются мысли о процессе решения («Почему у меня не получается? Что я не так делаю?») или о смысле своих занятий («Зачем я это делаю? Что будет, если я получу такой-то результат?»), в мысли уже присутствуют и субъект и объект.

Если человек, стремящийся понять другого, ставит себя на его место, из мысли исчезает объект, существующий автономно от субъекта. Однако, если к мыслям добавляется что-нибудь вроде «А чем этот человек отличается от меня? А когда он вел себя не так, как повел бы себя я?», автономия объекта восстанавливается.

Ценность не-Я исключает негативное отношение к нему. В чувствах существен момент осознания другости их объекта. Чувство собственного достоинства способствует

скорее уважительному, чем любовному отношению. Самоуважение и чувство собственного достоинства — синонимы.

В поведении учет автономности не-Я ведет к отказу от грубой преобразовательской (технократической, манипулятивной) деятельности. Живой мир требует к себе соответствующего отношения. Поведение основано на том, что нельзя по своей прихоти менять мир — можно только осторожно влиять на него.

Сильное Я проявляется в устойчивости (и, следовательно, непротиворечивости) взглядов, которые не подверженны легким изменениям под воздействием случайных факторов -внутренней цельности.

Цельность и устойчивость относятся и к деятельности: человек не суетлив, не разбрасывается, доводит начатое до конца. В этом смысле сильная воля — коррелят чувства собственного достоинства.

Другой коррелят — внутреннее богатство — запас сильных и тонких впечатлений о мире. Ценное не-Я формируется только на основе сильных впечатлений. Развитое не-Я возможно только при близком «знакомстве» с миром, т.е. знании его тонкостей, извлекаемом из тонких впечатлений.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
ЗАЙЦЕВА Ю.Е. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
Зайцева Ю.Е. МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
Зайцева Юлия Евгеньевна ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО «Я»
Разговор о собственных чувствах и переживаниях
11.3.1. Успехи в труде как основа чувства собственной значимости
Успехи в труде как основа чувства собственной значимости
ДОСТОИНСТВА.
ДОСТОИНСТВА.
УПРАЖНЕНИЕ ДОСТОИНСТВО
ДОСТОИНСТВА.
Добавить комментарий