ДИАГНОСТИКА

Центральный момент в диагностике состояния духовного развития — изучение духовного опыта.

Интерес представляют многие вопросы. Какие «отвлеченные» мысли есть или были у человека? Насколько он знает себя, ориентируется в мире людей, в искусстве, философии, религии? (Для диагностики значимы и общая масса «отвлеченных» представлений, и их «удельный вес» во всей системе индивидуального мировосприятия, и их адеватность.) Воспринимает ли человек тонкие вещи? Насколько ярки его впечатления (например, от природы или искусства)? Насколько богата творческая трансформация «фотографичеких» восприятий? Какие эмоции и по какому поводу переживает человек? Какие эстетические чувства? Религиозные? Любовь? Интерес?

Среди приемов диагностики духовного опыта важное место занимают методы экспериментальной психосемантики, базирующиеся на теории личностных конструктов Г.Келли. Например, выбор предпочтений из списков названий художественных произведений или имен исторических деятелей (например, писателей).

Попросив респондента указать наиболее привлекательные для него элементы в списке (например, самые важные или самые нравящиеся и т.п.), можно получить информацию об уровне эстетического развития. Близкий прием состоит в том, чтобы сначала предложить респонденту самому составить соответствующие списки.

Другая группа методов связана с анализом речевой продукции (как письменной, так и устной). Анализ свободного текста позволяет выявить тематические приоритеты собеседника — о чем человек говорит охотно, а о чем нет. О чем — со знанием дела, а о

чем поверхностно.

Духовный опыт может принадлежать к прошлому, быть законченным, «закапсулированным» («мертвый опыт»), или — к настоящему, быть незавершенным, развивающимся. Для диагностики духовного потенциала интерес представляет живой опыт и его живые источники.

Диагностика духовного потенциала связана с изучением системы деятельности и событийной системы жизни (например, представлений о будущих событиях, в том числе планах и целях).

62 Реальная проблема здесь — уход респондента от обсуждения значимых, «интимных» тем — стремление «закрыться».

В практике консультативных бесед общий подход к преодолению этого затруднения состоит в создании обстановки принятия, эмпатийного слушания, когда консультант внеоценочно («с пониманием») воспринимает любые сообщения клиента.

63 Каузография — система методов, разработанная А.А.Кроником, позволяющая, в том числе, отображать графически (в виде каузограммы) видение человеком причинно- следственных связей важнейших событий своей жизни ( прошлых, настоящих и

будущих).

Жизнь человека — череда событий, одни из которых воспринимаются как более, другие — как менее важные. Методы каузографии 63 позволяют увидеть, из каких занятий складывается жизнь человека, какие из них для него наиболее важны и приятны. Выделение в каузограмме подмножества событий духовной жизни «проявляет» «духовную составляющую» жизни, дает представление о духовной работе, которой человек занят уже сейчас или готов заняться в будущем.

В диагностике духовного потенциала важное место занимает изучение психической энергетики и способностей. Диагностические методы решения подобных задач, в общем, известны.

Но даже исчерпывающее знание всех перечисленных аспектов все еще не до конца решает задачу диагностики духовного потенциала.

Есть еще НЕЧТО, что можно назвать жизненной силой («силой духа») и что определяет способность человека к духовному развитию в неблагоприятных обстоятельствах. Что-то о НЕЧТО можно узнать, изучая биографию человека. Но, вообще говоря, в «лабораторных условиях» о НЕЧТО можно получить лишь очень поверхностное представление.

Для определения возможных путей духовного развития существенно знание направленности и ценностных ориентаций. Для их диагностики существует множество апробированных методик.

Хуже обстоит дело с методами получения знаний о творческом компоненте деятельности, образующих другую группу вопросов, на которые нужно ответить, чтобы определить возможные направления развития. Насколько выражено творческое начало? Насколько организовано или хаотично творчество? Насколько оно произвольно или управляемо? Способно ли оно к развитию (в том числе к саморазвитию)?

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
ДИАГНОСТИКА Об «объективной» диагностике
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СГОРАНИЯ) МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» В. В. БОЙКО
ДИАГНОСТИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ
ТЕМА 8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
5.3.3. ДИАГНОСТИКА
5.3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ДИАГНОСТИКА
Глава 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
3. Диагностика личностной тревожности
ДИАГНОСТИКА ДЕФИЦИТАРНЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
ГЛЕБОВ В.В. ДИАГНОСТИКА МЕХАНИЗМОВ ДИСТРЕССА
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ, КОРРЕКЦИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
МОЗГОВЫЕ ВОЛНЫ И КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
СУХИХ Е.С. ДИАГНОСТИКА ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК
2. Диагностика темперамента
Методы диагностики олигофрении<
Добавить комментарий