Духовное развитие

Развитие увеличивает число градаций освоенных идей (способность извлекать из «пищи» ее тонкие элементы) — люди осваивают идеи градаций 4, 5 и т.д.

К вершинам духа можно подняться только постепенно (по-ступенно). Есть произведения, в которых совершенно оформлены идеи градации 10 — Джоконда и Сфинкс, Священные книги и Бах, Нотр-Дам и пирамиды. Но, чтобы понять эти произведения (или даже просто «прикоснуться» к ним), необходим высокий духовный уровень. Иначе Сфинкс оказывается бесформенной глыбой, а Джоконда — нарисованной бабой.

Разные по тонкости содержащихся в них идей произведения продвигают разных по духовному уровню читателей (зрителей, слушателей) к следующим ступеням духовного развития. Для человека с невысоким уровнем таким произведением вряд ли станет «Божественная комедия», к восприятию которой он не готов, а к чтению, вероятнее всего, не приступит.

51 Менее очевидна функция человека как «преобразователя», который синтезирует новые идеи из «принятых» им. Мы недостаточно знаем «физику идей», чтобы понять, продолжается ли процесс их создания и участвует ли человек в этом процессе.

52 Оформление малоосвоенной идеи может происходить и неосознанно — автор сам не понимает, что он написал. Впрочем, подготовленный читатель может извлечь не осознаваемое автором содержание.

Пока духовное развитие идет параллельно взрослению, «человек читающий» переходит от одних литературных форм к другим: от сказок к приключениям, от приключений к психологическим романам, от психологических романов к философским книгам. Сначала вершиной для него является «Винни-Пух», затем — «Три мушкетера», затем — «Ромео и Джульетта», затем — «Гамлет», затем, возможно, — и Шопенгауэр, и наконец — Библия 54.

Но духовное развитие часто останавливается. Тогда вершиной остается Пикуль.

Творчество — приготовление «духовной пищи»

Так как полезность произведения для других определяется тем, насколько оно приближает их к Богу, полезное произведение должно снабжать читателя (зрителя, слушателя) доступными ему тонкими идеями. Творчество можно считать приготовлением «духовной пищи». Приготавливая пищу, из которой другие извлекают тонкую материю, автор помогает их духовному развитию.

Считать произведение бесполезным можно, если содержащиеся в нем идеи никем не могут быть использованы для духовного развития. Ясно, что такое крайне мало вероятно, если вообще возможно.

Конечно, разные авторы работают по-разному.

Те, кто больше заняты собственным духовным развитием, стремятся оформить более тонкие, но менее освоенные ими идеи, рассчитывая на адресатов, которые способны извлечь эти идеи из плохой формы. Другие, наоборот, хорошо оформляют полностью освоенные ими, но более грубые идеи, делая их доступными для менее подготовленных адресатов 55. Но это не означает, что первые произведения «лучше» или «хуже» вторых, как не «лучше» и не «хуже» друг друга произведения элитарного и массового искусства или учебники для института и школы.

Конечно, часто (может быть, всегда или почти всегда) новое произведение «просто» по-другому оформляет идею, уже оформленную (но иначе) в другом произведении. Но и это не делает произведение бесполезным. Разнообразие форм необходимо для распространения идеи. Люди с одним уровнем развития в разной степени чувствительны к разным (хотя и «одинаковым по качеству») формам. Человек, которой невосприимчив к идее, оформленной одним образом, может понять ту же идею, если она оформлена иначе.

Другое дело, что сплошь и рядом автор не способен оценить реальное значение своего произведения. Но такая неспособность сама по себе — не основание для самообвинения. То, что роль произведения в культурном процессе невозможно заранее предвидеть, не означает, что для кого-то воспринятое из «посредственного» произведения содержание не станет отправной точкой в его Работе. Если проанализировать круг чтения Пушкина, легко заметить, что в нем были не только шедевры.

53 Конечно, есть произведения (например, «Война и мир», «Евгений Онегин»), которые совмещают в себе черты беллетристического чтива с психологизмом и философским осмыслением жизни. Такие книги можно читать всю жизнь, все время находя нечто новое и ценное. Но не только они составляют круг чтения и способствуют духовному развитию.

54 Еще более явно ту же картину можно наблюдать по мере перехода при обу- чении от одних учебников к другим.

55 В науке первые наиболее эффективны в исследовательской сфере как ученые; вторые — в преподавании и популяризаторстве как, соответственно, педагоги и писатели.

Невозможность ответить на вопрос об эффекте произведения не является основанием для отрицания его ценности. Наоборот, она дает надежду. Например, оказывается, что творить для потомков «безопаснее», чем для современников.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ
Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
9.4.2. ВЕРТИКАЛЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
9.4.3. ГЕНОМ (ДВОЙНАЯ СПИРАЛЬ) ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
9.4.1. МЕТАФОРА ДУХОВНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
9.4. ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОГО РОСТА ЧЕЛОВЕКА — ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Духовный мир и духовное тело
ПОТРЕБНОСТЬ В ДУХОВНОМ
Педагогика духовного становления
ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНОСТИ и ЕЕ МЕСТО В ЭЗОТЕРИЗМЕ
ДУХОВНЫЕ КРИЗИСЫ
Духовный уровень
ДУХОВНАЯ РАБОТА
Добавить комментарий