Фантазия или реальность?

Первый вопрос, на который нужно ответить при активном переосмыслении: реальна или надуманна ситуация, которая заставляет страдать?

Например, при страхе будущая (то есть предполагаемая) ситуация, существующая (по крайней мере пока) только в воображении, проживается как настоящая — «трус умирает тысячу раз». Пугающая ситуация еще не наступила. Она, может быть, наступит в

будущем. А может быть , не наступит.

Чтобы оценить реальность угрозы, нужно понять, почему я считаю ее реальной. На основании своего опыта? Чужих мнений? Или просто потому, что она «очень страшная»?

Аналогично, только воображаемыми могут быть основания для жалоб на отсутствие любви (как это происходит с уже упомянутым Иа-Иа). Если задаться вопросом, действительно ли меня никто не любит и я никого (ничего) не люблю, очень часто удается обнаружить «бреши» в стене одиночества.

Точно так же на собственных фантазиях основаны страдания из-за болезненного и навязчивого приписывания себе греховности.

За приписыванием греховности (восприятием себя как «сосуда зла») стоит обобщение отдельных «грехов» в атрибут индивидуальности.

При этом игнорируется то, что наряду с греховностью (склонностью поступать «не по-Божески») в человеке есть и Божественное начало, без которого не было бы чувства вины из-за греховности. Если назвать Божественное начало (свидетеля и судью греховности) Подлинным Я и отделить его от Я-греховного, то очевидно, что самооценка должна быть как минимум двойственной: негативной по отношению к Я-греховному и позитивной по отношению к Подлинному Я.

Надуманные причины страданий не так безобидны, как это может показаться. Помимо того что вызванные ими страдания могут быть ничуть не легче страданий от «реальных» причин, сами причины могут «превращаться» из надуманных во вполне осязаемые. Тот, кто срывался с шаткого моста, знает, как страх «притягивает» опасность.

Если активное осмысление обнаруживает фантастичность, надуманность причин страданий, само осознание этого факта может оказаться достаточным для избавления от страданий.

Однако часто причина страданий имеет под собой более реальную почву. В этом случае работу осмысления надо продолжить.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Ильин ВОЛЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Касьяник ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Васильева ПЯТЬ ВИДОВ ЧУВСТВ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
ФАНТАЗИЯ
ФАНТАЗИЯ (FANTASY)
НАЙДЕНЫША ФАНТАЗИЯ
ЛОЖЬ И ФАНТАЗИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
О форсированных фантазиях. Активность в технике ассоциирования
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ — БАЗИС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ, РЕАЛИЗМА И САМООЦЕНКИ: ОТ 30 ДО 40 МЕСЯЦЕВ
1.9. КОГО БОЛЬШЕ — МУЖЧИН ИЛИ ЖЕНЩИН, ИЛИ НЕКОТОРЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Добавить комментарий