ГУРДЖИЕВ О «ХОЗЯИНЕ». МНОЖЕСТВЕННЫЕ Я

Гурджиев понимает под Я то же, что психология называет личностью, — центр, управляющий психической жизнедеятельностью. Однако он расходится с психологией в признании «автоматического» существования этого центра.

Исходный пункт психологической теории Гурджиева — отсутствие единого Я у «несовершенного» человека. Человек начинает делать одно дело, бросает его, начинает другое, его также бросает, берется за третье и т.д. И внешнее поведение, и внутренняя логика реагирования на события все время меняются. Стороннему наблюдателю такое непостоянство может казаться нелогичным.

Например, известие о чьем-то убийстве может либо оставить человека равнодушным, либо вызвать негодование в адрес убийцы, страх за свою жизнь и даже злорадство. Та или иная реакция будет определяться состоянием, в котором находится человек: погружен ли он в отвлеченные мысли, наполнен ли гражданским чувством, сосредоточен ли на своем благополучии или стремится к самоутверждению, т.е. тем, какое из его Я главенствует в данный момент. Точно так же деятельность одного и того же человека направлена то на добывание денег, то на заботу о близких, то на преодоление творческого кризиса и т.д. Каждый раз перед нами фактически разные люди.

Гурджиев говорит, что есть много претендентов на роль «хозяина» (много Я). Каждый из них стремится быть «хозяином», и иногда ему это удается, но он оказывается калифом на час, так как вскоре его свергает другой претендент, власть которого так же непродолжительна, как и его предшественника.

Наличие многих Я объясняет неспособность «несовершенного» человека к длительной целенаправленной деятельности. Когда одно Я планирует что-то сделать, оно не подозревает, что вскоре будет «свергнуто», а новый «хозяин» не станет реализовывать его планы.

Таким образом, если в человеке и есть нечто постоянное, это нечто не определяется тем, как он себя ведет: ведет он себя все время по-разному. Этот вывод многое переворачивает в психологии личности.

Действительно, выводы о «70-процентной щедрости» не имеют никакой ценности, если признать существование двух Я — щедрого и скупого. То, что мы видели 7 раз щедрое и 3 раза — скупое Я, еще ничего не говорит о том, какое Я будет хозяйничать, когда мы обратимся за помощью.

Это означает, что изучение поведения полезно для прогнозирования только в той мере, в какой оно — изучение того, что стоит за поведением его субъектов, которых вслед за Гурджиевым мы будем называть множественными Я.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Гурджиев о личности и сущности
Упражнение 4. «Я – хозяин»
КУКЛА И ХОЗЯИН
ОСВОБОЖДЕНИЕ ХОЗЯИНА
«Декларация ответственности Хозяина» {перед самим собой)
МИР, ОВЕЩЕСТВЛЕННЫЙ НАМИ ДЕКЛАРАЦИЯ ХОЗЯИНА «Я-КАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
МНОЖЕСТВЕННАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ
МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ
МНОЖЕСТВЕННАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ
МНОЖЕСТВЕННАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ (MULTIPLE CORRELATION)
Монистическая и множественная трактовка памяти
Возраст множественных Я
Знакомство с множественными Я
КОНКУРЕНЦИЯ МНОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
ПСИХОЛОГИЯ МНОЖЕСТВЕННЫХ Я Роли
Добавить комментарий