Гурджиев о личности и сущности

Гурджиев называет исходное Я — «сущность» в отличие от искусственных Я, которые он называет «личность». «Личность» у Гурджиева — это личины 16, «одежда» сущности. Эта одежда может быть настолько плотной и тесной, что сущность не сможет ни жить, ни расти. Тогда человек превращается в свой костюм.

Если в личности (в понимании Гурджиева) сосредоточены внешние, чуждые человеку влияния, то сущность (сущностное Я) содержит влияния внутренние. Сущностное Я можно считать источником активности (внутренней энергии).

Противопоставление того, что Гурджиев называет «личностью» и «сущностью» (правда, в иной терминологии), встречается и у других авторов, например у психоаналитиков. У зрелого Л.Н. Толстого есть замечание, что новорожденного и пятилетнего разделяет пропасть, а пятилетнего и его самого — шаг.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Г л а в а Я: ЛИЧНОСТЬ И СУЩНОСТЬ
ГУРДЖИЕВ О «ХОЗЯИНЕ». МНОЖЕСТВЕННЫЕ Я
СУЩНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ НА ПУТИ
3.1. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Бурмилова Е.А. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ПОЛОЖЕНИЕ I. СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В ЕЁ СУБСТАНЦИОНАЛЬНОЙ "ДАННОСТИ", А В МОДУСЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
А. В. Гагарин, А. А. Кузин ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
СУЩНОСТЬ В МИРЕ
СУЩНОСТЬ
СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА.
СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Добавить комментарий