Интуиция как внутренний критерий. Совесть

Отказаться от внешнего руководства духовным поиском можно, только обладая Божественной способностью безошибочно ориентироваться в Мире.

Работа понимания нуждается во внешней поддержке. Без нее полностью осознанным понимание не бывает. Однако у человека есть способности к мало осознанному, но часто адекватному пониманию. Эти способности — интуиция 9 и Совесть.

Из того, что известно об интуиции, можно предположить, что она основана на одном из двух (или обоих вместе) механизмах.

Первый — непосредственное обращение к образному пласту модели мира, минуя вербальные и воображаемые «напластования». Такое обращение предполагает «отключение» интерпретирующих, рассуждающих систем.

8 Терпение нужно ученику, в частности, чтобы дождаться понимания, получает ли он новое.

9 Хотя мудрость предполагает развитую интуицию, интуиция не тождественна мудрости. Мудрость -устойчивая способность, формируемая длительной работой. Интуиция же, которая «посещает не регулярно», — зародыш такой способности, который нужно развить.

Второй — обращение не к личному «хранилищу знаний», а к «надличному» (мировому, «ноосфере»).

В пользу первого механизма говорит то, что разным людям на один и тот же вопрос интуиция может подсказывать разные ответы. Однако этот довод не бесспорен. Можно предположить, что интуитивные способности различаются от рождения, или что в ходе воспитания способности получают разное развитие, или что люди по-разному используют свои способности 10.

Впрочем, рассуждения о механизмах интуиции без способов проверки той или иной гипотезы умозрительны. Важнее понять приемы, развивающие интуицию и/или позволяющие максимально использовать ее возможности.

Одна из интуитивных способностей — Совесть — делает интуицию не только средством отражения действительности, получения «карты местности», но и «компасом», позволяющим определять направление движения, отвечать не только на вопрос «Что происходит?», но и на вопрос «Что (нужно) делать?».

Последнее соображение наиболее основательно, так как самое важное в интуитивном познании — не включить и без того постоянно работающие механизмы интуиции, а отключить мешающие схемы интерпретации и воображения.

Возможность интуитивного понимания переносит вопрос об Учителе в иную плоскость. Интуиция позволяет непосредственно обратиться к Главному Учителю, минуя посредничество Учителей-людей. Но требования к ученику, безотносительно к тому, кто (или Кто) его учит, остаются теми же.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
ВИНА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВЕСТИ
СОВЕСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ
Жить по Совести
Как переставить внутренние часы
4.3.1 Внимание как внутренний контроль
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ
9.3. Экстраиндивидуальные свойства как внутренние причины
С. Д. Пожарский ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ КАК КРИТЕРИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
9.4. Экстраиндивидуальные свойства как внутренние цели
Нравственный поиск и Совесть
Абакумова Ю.В. ВОЛЯ КАК ВНУТРЕННЕЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
1.8. О внутренних условиях труда как характеристиках субъекта деятельности
МУКИ СОВЕСТИ
СПОСОБНОСТИ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.7. ВОЛЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ПРЕПЯТСТВИЙ И ТРУДНОСТЕЙ
9.5. Oтличия и сходство внутренних целей и внутренних причин
Добавить комментарий