Источники содержания и виды творчества

Разнообразие того, что относится к творчеству (и в узком, и особенно в широком смысле), делает важнейшим вопрос о видах творчества.

Его можно было бы считать разработанным в многочисленных искусство- и науковедческих классификациях, если бы не их сосредоточенность исключительно на формальных характеристиках произведений.

В любом жанре есть гениальные и бездарные произведения. Если классификация относит их к одному классу, ее ценность невелика. Необходим подход, позволяющий различать произведения не по формальным, а по содержательным характеристикам.

Источники впечатлений различны. Одни впечатления идут от физического тела, через посредство органов чувств. Источником этих впечатлений может быть физический мир (например, картины природы), «ноосфера» (мысли, почерпнутые в книгах или в разговорах), собственный организм (болевые ощущения).

Другие («вдохновенные») впечатления идут от духовного мира через духовное тело -Я-центр. Творчество переводит их Содержание с «небесного языка» на один из «земных».

Наконец, еще одна группа впечатлений (например, «плоды воображения») идет непосредственно от психического тела. «Первоисточник» этих впечатлений чаще всего находится в физическом мире, но может находиться и в духовном.

Различие источников содержания позволяет говорить о различных видах творчества

Существуют произведения рационалистичные, или ремесленные. Например, режиссер решает снять комедию, которая будет вызывать смех зрителя, иметь кассовый успех и принесет дивиденды в форме денег, премий, званий и т.п. Тема комедии выбирается сознательно из числа пользующихся спросом (например, политическая сатира), сюжет разрабатывается по законам жанра.

Источник внутреннего содержания в ремесленном творчестве — впечатления, поступающие от физического тела, и прагматически ориентированное мышление.

Для

В реальном творческом процессе виды творчества комбинируются. «Чистый» вид — абстракция.

оформления используются стандартные приемы, «выученные» ремеслеником. Называть ли работу ремесленника творчеством, зависит от того, что считать «новым».

Близко к ремесленному формалистичное творчество. В нем тот же источник внутреннего содержания, но творческая активность сосредоточена на экспериментах с формой. В результате появляются очень необычные, но «пустые» произведения.

Еще один вид — «психотерапевтическое» творчество.

Источник его содержания — высокоэнергетичный комплекс впечатлений (например, болезненных переживаний детства), вытесненный в подсознание. Оформление такого содержания предоставляет комплексу возможность разрядки. Психотерапевтическим такое произведение оказывается и для автора, и для зрителя (читателя, слушателя), у которого есть сходный комплекс.

Многие художники ощущают психотерапевтические возможности искусства интуитивно, а целые направления в психотерапии используют их сознательно и планомерно.

Наконец, при духовном творчестве, к которому относятся все великие произведения искусства, источником содержания являются впечатления, полученные от духовного тела. Содержание духовного творчества отличает «неземная» новизна, неожиданность и вместе с тем важность для человечества.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Г л а в а ПСИХОЛОГИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ
Творчество жизни
ТВОРЧЕСТВО
Бесполезность творчества
Творчество
22МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСТВА
Творчество как деятельность
Творчество как общение и познание
ТВОРЧЕСТВО И ТРАДИЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Произвольность и осознанность творчества
Материализация. Служение. Творчество и любовь
«ЖИЗНЬ КАК ТВОРЧЕСТВО»
Добавить комментарий