КАК СТАТЬ НЕУЯЗВИМЫМ

Борьба со страданиями — непростое занятие. Когда страданий много (а часто в них-то и нет недостатка), эта борьба может стать единственным делом в жизни, не оставляющим места другим занятиям. Возникает вопрос, не существует ли более радикального способа, позволяющего избавиться от страданий «раз и навсегда» 40 (или хотя бы уменьшить их число).

Пока ценностей много и они не упорядочены (т.е. все терминальны), любое движение в мире чему-нибудь да угрожает. Например, любой поступок, который из-за внутренней противоречивости нравственных критериев не может быть безусловно «хорошим»,

означает жертву одной ценностью в пользу другой и потенциально способен вызвать

мучительное чувство вины.

Уязвимость ценностей становится меньше, когда они упорядочены, подчинены немногим терминальным ценностям. Хотя сами по себе они по-прежнему подвержены множеству угроз, если эти угрозы не исключают реализации терминальных ценностей, они не очень страшны. Когда я собираюсь в кино и не могу купить билет, но знаю, что на соседней улице есть другой кинотеатр, в котором идет тот же фильм, вред, нанесенный аншлагом в первом кинотеатре, невелик.

Вред можно обезвредить, превратив ценность, которой он угрожает, из терминальной в инструментальную. Так как терминальность или инструментальность определяется только смыслом (а не содержанием) ценности, превращение терминальной ценности в инструментальную происходит при ее переосмыслении.

Чтобы обезвредить любой вред, нужно переподчинить все ценности одной Терминальной Ценности, которой навредить не может ничто. Такой Ценностью является духовная жизнь (бытие Я-центра).

Вред может быть нанесен любой моей ценности, но не самому моему Я. Никакая потенциальная или реализованная угроза не может нанести вреда духовному началу — Я-центру. По своей природе Я-центр неуязвим для угроз.

Но неуязвим Я-центр, только когда он разотождествлен с тем, на что направлена угроза.

Пока Я-центр отождествлен с «наносными» ценностями множественных Я, ему вредно все. Но чем больше Я-центр, разотождествляясь, очищается от «балласта», чем он становится «бедней», тем больше он приближается к Богу (Духовному миру) и уходит от земных угроз. Поэтому истинная религиозность ведет к уменьшению страха.

Формой существования Я-центра на уровне психического и физического миров является Работа. Хотя Работа уязвима больше, чем Я-центр, от «внешних» угроз она защищена. Вред ей может нанести только сам человек, когда он прекращает Работу.

«Внешние» угрозы могут относиться только к конкретным формам Работы.

По крайней мере две группы людей утверждают, что знают ответ на этот вопрос. Для атеистов этот способ — смерть. Для большинства верующих христиан — праведная жизнь (хотя не многие из них могут объяснить, что это такое).

41 Утешение, что свобода выбора, какой ценностью пожертвовать, всегда за человеком — творцом своей жизни, явно недостаточно.

Высвобождая Я-центр при последовательным разотождествлении, человек вынужден ограничить Работу созерцательной «очисткой» и общением с Небом. Работа по материализации духовной энергии в творчестве и любви (Служение) оказывается для него недоступна. Иногда (например, при неизлечимых заболеваниях) действительно ничего другого не остается. Но, стремясь Работать на Земле и реализовывать конкретные цели Служения, человек оказывается очень уязвим: свой организм может «отказать», любимые люди — умереть, творчество — оказаться непонятым и т.д.

При отождествлении с конкретными формами Служения человек должен принимать меры по предотвращению (или исправлению) вреда, наносимого этим конкретным формам. Но в его распоряжении всегда есть и «запасной вариант» — заменить одну форму Служения другой.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
КАК СТАТЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ
СТАТЬ МАГНИТОМ УСПЕХА
2.4. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК ПРОФЕССИИ И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
2.2 Психические особенности человека как субъекта познания и деятельности. Психические состояния как регулятор активности.
11.4. Объектные значения как внешние причины и как внешние цели: сравнительный анализ
УДК 159.А. А. БОЧАВЕР ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК МЕТАФОРА РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОНЯТИЕ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» — КАК МЕТАФОРА, НЕРАЗРЫВНО СВЯЗЫВАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ С ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОСТРАНСТВА.
О ДА, ВЫ ЕЩЕ КАК В СОСТОЯНИИ!
ДЕЙСТВИЯ «КАК БУДТО»
КАК РАСПОЗНАТЬ ПСЕВДОНАУКУ?
Как узнать Учителя?
1.4. ВОЛЯ КАК ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?
Человек как субъект труда
КАК ПРИВЛЕЧЬ БОГАТСТВО
ЧЕЛОВЕК КАК РАБОТНИК
Добавить комментарий