Логические корни обиды

Первый шаг в анализе причин обиды после разотождествления с собой (со своим «Я-обиженным») и подъема «над ситуацией» — это понимание, кто (Кто) является обидчиком.

Второй — понимание того, что обида основана на несбывшемся ожидании от обидчика «хорошего поведения».

Например, в среде российского андеграунда в «годы застоя» такой виноватой во всем сущностью была Система.

Как и зависть, обида часто является реакцией на «несправедливость». Но если зависть вызывает поощрение другого вместо меня, то обиду — получение «незаслуженного» наказания вместо предполагавшегося «заслуженного» поощрения.

При работе с обидой самое важное — понять обидчика, его видение ситуации, представления о справедливости, чувства, намерения, действия, реакции и т.д.

Для этого необходимо, прежде всего, осознать, что мои представления о справедливости — не единственно возможные и что право обидчика — иметь другие, непохожие на мои взгляды и стремления, чувствовать и думать по-другому, не так, как я.

Чтобы понять обидчика, нужно попробовать поставить себя на его место: задуматься, что бы я чувствовал и как я вел бы себя на его месте. Очень часто этого оказывается достаточно.

Если умозрительно понять обидчика не удается, т.е. оказывается, что «я бы на его месте поступил хорошо, а не так, как он», нужно попробовать увидеть ситуацию не своими, а его глазами. Для этого необходимо отождествиться с обидчиком, «сыграть» его.

Невозможность понять обидчика может говорить о недостатке воображения у обиженного или недоступности для него опыта обидчика. Но значительно чаще она свидетельствует о неполной разотождествленности обиженного с собой, т.е. о том, что он не поднялся над ситуацией, а продолжает находиться внутри ее.

Сложней обстоит дело, когда обида адресована не человеку, а Высшей Сущности. В этом случае рассчитывать на легкое понимание уже не приходится, и прекращению обиды способствует понимание, Кому она адресована.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Логические корни ревности
Логические корни ненависти
Логические корни злобы
Логические корни зависти
ГЛАВА 3. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
Околородовые корни насилия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОРНИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
Духовно-психические корни глобального кризиса
Словесно-логическая память
ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ И НАУЧНЫЕ КОРНИ ПРОБЛЕМЫ
Логическая классификация психологических концепций смысложизненного кр
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ВЫВОДА У РЕБЕНКА
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (LOGICAL POSITIVISM)
ЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КАК ОСНОВА МЫШЛЕНИЯ
Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память
Добавить комментарий