Логические корни зависти

В основе зависти лежат ценности равенства и справедливости, а также соревновательная мотивация.

Центральный постулат в системе представлений завистника состоит в том, что преимущества другого — воздаяние за его добродетели, а лишение их меня — наказание за мои грехи. Причем и наказания и поощрения могут быть как заслуженными (справедливыми), так и незаслуженными 29.

Этот постулат формируется в детстве, когда поощрения и наказания воспитателей сопровождают, соответственно, хорошее и плохое поведение, но не всегда бывают справедливыми.

Логика зависти воспроизводит логику ребенка, который завидует брату, считая, что тот «незаслуженно» получил конфету.

Непосредственная причина зависти — невыгодное социальное сравнение.

При сравнении себя с другими почти всегда оказывается, что у другого есть что-то, чего нет у меня, — другой оказывается в чем-то «богаче».

Последствия таких «открытий» различны. Им можно просто не придавать значения. Они могут вести к признанию моей дефектности (к снижению самооценки). При развитой соревновательной мотивации такое осознание приводит к зависти, которая может переживаться бездеятельно, но может мотивировать и «гонку за лидером», и агрессию против него.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Логические корни ревности
Логические корни обиды
Логические корни ненависти
Логические корни злобы
ЗАВИСТЬ И ВОЗРАСТ.
Что такое зависть?
ЗАВИСТЬ
ЗАВИСТЬ
ВИДЫ ЗАВИСТИ.
12.7. ЗАВИСТЬ
ЗАВИСТЬ
ФАКТОРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАВИСТИ
Т.В. Бескова ВНУТРЕННИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗАВИСТИ: ТЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
ГЛАВА 3. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ
Т. В. Бескова ЗНАЧИМОСТЬ НОРМЫ РАВЕНСТВА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ЗАВИСТИ
Околородовые корни насилия
Добавить комментарий