МОДАЛЬНОСТЬ, ИСТОЧНИК И СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ С СОЦИУМОМ

Положение VII. Динамические тенденции системы «личность-социум» можно представить в трех ипостасях – (1) модальности, (2) источника и (3) способа взаимодействия, каждый из которых в своей основе биполярен: модальность включает полюса адаптации и преобразования, источник активности – мотивацию «быть» и «иметь» («владеть»), способ взаимодействия – энтропийные и негэнтропийные тенденции.

При обсуждении Положения III мы уже отмечали, что изучение характеристик взаимодействия личности с социумом должно служить получению ответа на три вопроса: что? почему (зачем)? как? Первый вопрос (что?) адресован модальности взаимодействия. Вопросы (почему) и (зачем) относятся к сфере мотивационного источника активности личности. Ответ на вопрос как информативен в плане описания способа взаимодействия личности с социальной средой. В настоящий момент нам предстоит определить содержание модальностей, мотивационных источников и способов личностной активности. С самого начала отметим, что поиск таких содержательных характеристик нами будет осуществляться путем выделения и чёткого описания полярно противоположных состояний и феноменов, служащих отправными единицами анализа. Они сначала выступают в качестве полярно противоположных абстрактов, затем же описание этих состояний и феноменов поступательно приближается к конкретным образцам взаимодействия личности со средой. Такое «превращение» исходных абстрактов в конкретные образцы взаимодействия осуществляется по мере обнаружения диалектических взаимопереходов между противоположностями. Этот подход нами уже был выше осуществлен при анализе возможных статусных состояний с введением оппозиции «заданность» – «создаваемость» и при описании разновидностей аттитюдов с допущением противоположных модусов отношений – субъект-объектного и субъект-субъектного. О преимуществах подобного методологического подхода с изначальным допущением или обнаружением крайних состояний и полярно противоположных единиц анализа пишет, например, Г. Салливен, который считает, что допущение крайних величин (например, бесконечного малого или большого) является не только прерогативой мышления математика и физика, но и научно-психологическое мышление тоже должно систематически опираться на этот принцип . За последние годы в советской психологической науке встречаются успешные попытки его применения.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
МОДАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ СОЦИАЛЬНОГО И ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПАРАМЕТРУ МОДАЛЬНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА 16. ИСТОЧНИКИ И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЦ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
3. ВОЗМОЖНЫЕ ПАТТЕРНЫ СОЦИАЛЬНОГО И ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПАРАМЕТРУ МОТИВАЦИОННОГО ИСТОЧНИКА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФОРМЫ, ХАРАКТЕР, СПОСОБЫ
2. СИСТЕМА "ЛИЧНОСТЬ – СОЦИУМ"
Глава IV ДИНАМИЧЕСКИЕ СТОРОНЫ СИСТЕМЫ "ЛИЧНОСТЬ – СОЦИУМ"
ТЕМА 9. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ В СИСТЕМЕ "ЛИЧНОСТЬ - СОЦИУМ", ИХ УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
3. СТРУКТУРНАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ СТОРОНЫ СИСТЕМЫ "ЛИЧНОСТЬ – СОЦИУМ"
10.10. Транскоммуникативная экзистенция личности, социума, культуры в образовательном пространстве
Добавить комментарий