I. МОДЕЛЬ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для наглядности дальнейшего рассмотрения поставленных вопросов предлагается модель-схема мыслительного процесса, представленная на рис. 1. Здесь А - субъект, воспринимающий некоторое воздействие, пусть неизвестной природы, от всех факторов, включая собственную память, описываемое условно символом |, которое также условно назовем сигналом. Это все то, что подлежит осмысливанию с учетом влияющих обстоятельств (атмосферных условий, времени суток, самочувствия субъекта и пр.). В результате функционирования А сигнал преобразуется в некоторый отклик - продукт мышления, здесь также не уточняемой природы, символизируемый обозначением $. В общем случае может
быть добавлена обратная связь г\, когда она имеется и организована так, что входит в §. Как осуществляется мышление мозгом субъекта А на данном этапе тоже не определено.
Обратим внимание, что эта схема и положения, развиваемые далее, не являются какой-либо математизацией или офизичиванием. Это только образное представление мыслительного процесса в целом, независимо от изначальных концепций, хотя и с общей когнитивностью, поскольку в процессе активно участвует субъект А. Тем не менее эта модель, как будет показано ниже, способствует полезным заключениям.
Сигнал § следует рассматривать как содержание, смысл, предметное описание предмета, подлежащего созданию или исследованию. Воспользовавшись понятиями теоретической лингвистики, можно сказать, что объект исследования - денотат (референт) -вещь, явление, понятие, процесс, чувство и пр., осмысливается в виде сигнала §, являющегося сигнификатом - таким, каким денотат представляется субъекту. В результате осмысливания, отбора и выбора элементов процессов мышления - наличных в памяти, генетических и поступаемых вновь - сигнификат, как понимание и представление о денотате может совершенствоваться, вплоть до необходимости смены детоната.
Вместе с третьим понятием - номинацией (наименованием) в лингвистике рассматривается «триада» - семантический треугольник с тремя «углами»:
НОМИНАЦИЯ - ДЕНОТАТ - СИГНИФИКАТ,
образно определяющий взаимосвязь всех трех понятий, однозначно характеризующих слово или отрезок текста - письменный или вербальный (рис. 2), см. например, [18] .
Для осмысливания характерных особенностей научного творчества можно ввести соответствующую «тетраду» - творческий квадрат, добавив к семантическому треугольнику четвертый «угол» - продукт научного творчества (ПНТ) и распространив понятие сигнификата конкретно на содержание, сущность или описание предмета творчества:
НОМИНАЦИЯ - ДЕНОТАТ - СИГНИФИКАТ - ПНТ.
Точнее следовало бы иметь еще пятый угол, представляющий промежуточный результат - преобразование от § к S.
Но на сегодня это «инкогнито» на физическом уровне, поэтому на психологическом уровне его можно не выделять из ПНТ и удовлетвориться творческим квадратом с диагоналями, которые, вместе со сторонами квадрата, определяют взаимосвязи (рис. 3). Обозначение А в поле квадрата напоминает о субъекте - активном участнике творческого процесса в целом. В области научного творчества, непосредственного связанного с новизной, существенно повышаются требования к новым номинациям, с учетом существенного содержания объекта исследования, ПНТ, а также действующих научных классификаций, терминологических стандартов и пр.
Для пояснения приведем обобщающий пример. Запись «самолет состоит из трех слогов» - неправильная. Денотат - самолет не может состоять из слогов. От замены номинации «самолет» на «аэроплан» абстрактная сущность детоната - самого устройства, не
изменяется. Сигнификат - представление о самолете у летчика, пассажира, солдата на фронте, ребенка с игрушкой - различное, специфическое. Свое представление и у разработчика нового самолета в конструкторском бюро, еще только получившего заказ. Это представление отражается в техническом задании и бесконечном количестве других официальных документов. Теперь предстоит очень большая работа по расчету, проектированию, комплектованию, изготовлению, испытаниям... и вот, самолет готов и предъявлен заказчику. Это и есть ПНТ. Неважно, что здесь рассмотрен комплексный объект - очень сложный денотат, который сам состоит из бездны самостоятельных объектов. Принципиальная схема творчества одна и та же.
Разумеется, образующиеся дополнительные документы типа рис. 1-3 и их истолкование, не предназначены для использования в плановой, финансовой и научно-технической документации. Принятый здесь формализм позволяет лишь дать наглядное представление о вехах творческого процесса, рассмотреть отдельные вопросы с единых позиций и обосновать некоторые замечания психологического характера. Например, следующие.
<< | >>
Источник: Воронин А.Н., Габриелян Н.А.. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. 2000

Еще по теме I. МОДЕЛЬ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.:

  1. БОЛОТОВА Е.В. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ К ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ РЕГУЛЯЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  2. МОДЕЛЬ ВОЗВРАЩАЮЩЕГОСЯ ПРОЦЕССА.
  3. 8.2 Процессы и модели умозаключений
  4. 1.4.3. ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ В СИНТАКСИЧЕСКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
  5. 4.1.2. ПРИМЕР ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
  6. ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО В ПРОЦЕССЕ ТРАНСКОММУНИКАЦИИ
  7. Кудрявцева Е.И. ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ КАК ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ МОДЕЛЕЙ
  8. ТРЕБОВАНИЯ К МЫСЛИТЕЛЬНЫМ СВОЙСТВАМ.
  9. 2.4. Данные эмпирической апробации модели существования и развития образа будущего в процессе коммуникации
  10. ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП
  11. § 15. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА
  12. УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
  13. 8.3.1 Решение малых мыслительных задач
  14. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  15. ТРИ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ