Перспективы атеистической психологии религии

Главное, что мешает развитию психологии религиозности, — это боязнь признать объективное существование Бога. Последние 150-200 лет такое признание требует от ученого не меньшего мужества, чем отказ от него требовал от наших предков. Книга В. Джемса «Многообразие религиозного опыта», написанная 100 лет назад, показательна в этом отношении.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, есть несомненный, наблюдаемый в состояниях Контакта факт общения с Богом — Тем, что превосходит Я, дает Я не достижимые обычным путем силу, уверенность, знание и т.д. С другой — с упорством, достойным лучшего применения, ученые-атеисты продолжают утверждать, что Бога нет.

Есть несколько причин, как чисто рациональных, так и скорее эстетических, которые мешают присоединиться к сторонникам атеизма в психологии религии.

Хотя логически интерпретации религиозных состояний с позиций психологии бессознательного, или с позиций патопсихологии, или с каких-либо еще «рационалистических» позиций кажутся безупречными, они не способны ответить на центральный вопрос: что нового (!), не бывшего в нем ранее получает человек в состоянии Контакта, откуда и посредством каких агентов?

Неуязвимость для критики последовательных психологов-атеистов сродни неуязвимости последовательных солипсистов, взгляды которых неопровержимы, но бесполезны и безжизненно-неестественны. Атеистический взгляд на состояния Контакта лишен красок жизни, того привкуса истины, без которого самое безупречное логическое построение оказывается пустым формализмом.

Традиционная психология религии, сохраняя верность атеистическим и «материалистическим» принципам, не имеет перспективы.

Однако измена атеистическому научному мировоззрению — слишком кардинальный шаг для одной «научной» отрасли и тем более подотрасли. Развитие психологии религиозности не может быть только внутрипсихологической задачей. Принятие картины

Роль аскетизма в достижении Бога оценивается неоднозначно.

мира, на которую намекают эзотерические учения, которая существенно отличается от общепринятой и которая (это нужно честно признать) содержит более широкие объяснительные возможности, ведет к радикальному изменению всего научного мировоззрения.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
РЕЛИГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ (RELIGION AND PSYCHOLOGY)
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИН-ЦИПОВ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ГЛАВА Дальнейшие перспективы развития психологии мотивации
Л.М. Даукша. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ, 2010
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИАЛОГИЧЕСКОГО АНА-ЛИЗА В ПСИХОЛОГИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ III ПОКОЛЕНИЯ
И. А. Мейжис ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РОС-СИЙСКОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Милешкина Ю.Ю. Перспективы создания системы сертификации психологов в России
УДК 159.938.М. М. КАРНЕЛОВИЧ ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКГНОСТИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Часть 9. СВЕТСКИЕ РЕЛИГИИ
Моторин Д.И. «Пси-феномены» и перспективы расширения предметной об-ласти психологии
Добавить комментарий