ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Человек живет в производимом и «очеловеченном» им мире. В этом процессе производства и очеловечения окружающая природная среда постоянно преобразуется. Темпы такого преобразования особенно возросли в нашу эпоху научно-технической революции. Человеческая преобразовательная активность проходит в рамках совместной деятельности. Поэтому истинным субъектом преобразовательной деятельности является не отдельный индивид, а человеческое сообщество, коллектив. Однако преобразовательная деятельность направлена не только на внешнюю природную среду, но и на социальные отношения, на способ жизнедеятельности человеческих общностей и отдельных индивидов. Производятся не только продукты труда, но и межчеловеческие отношения. Каждый индивид, включенный в совместную деятельность, сопричастен к такой преобразовательной активности, направленной на производство межчеловеческих отношений и индивидуальной жизнедеятельности окружающих людей. В силу этого каждый индивид является участником жизни других индивидов.

В определенные периоды развития общества акцент на преобразовательную деятельность фиксируется в социальных требованиях. В материалах XXVII съезда КПСС и в других партийных и правительственных документах последних лет говорится о необходимости перестройки и преобразования как производственных мощностей, так и стиля работы отдельного человека и управления коллективом, отношений внутри коллектива и отношений людей к труду и досугу. Примечательно, что в этих руководящих материалах роль т. н. «человеческого фактора» обычно подчёркивается именно в контексте социально-экономической преобразовательной стратегии нашей партии.

Преобразовательная деятельность личности, направленная на других людей, наиболее ярко выражается в воспитательном воздействии. В «обыденном» сознании модель воспитательного воздействия мыслится обычно в качестве унилатерально направленного процесса: считается, что воспитатель воздействует на воспитуемого определенными воспитателъными средствами с целью его приобщения к социальным нормам и ценностям; при этом фактически не принимается в расчёт обратное воздействие со стороны воспитуемого. Такой подход, выпускает из виду билатеральностъ воспитательного процесса: не только взрослые (родители) формируют личность ребенка, но и сами они изменяются в процессе общения под влиянием самой формируемой личности. Воспитуемый является своеобразным соучастником выработки воспитательной стратегии, направленной на него, а не пассивным объектом такого воздействия. Итак, существуют две крайне противоположные модели воспитания – унилатеральная и билатеральная, которым неосознанно или осознанно следуют конкретные лица в процессе воспитательного воздействия. Воспитательное воздействие взрослого на ребенка может быть выражением (1) тех норм и программ воспитания, которые аккумулированы социализированным индивидом в процессе своей жизнедеятельности, а также (2) тех изменений в подходе к ребенку и самому себе, которые по принципу обратной связи определяются самими результатами предыдущих воздействий. Когда взрослый жестко придерживается установленной программы, когда он не изменяет свою воспитательную стратегию, под влиянием результатов предыдущих воздействий, то в таких случаях налицо подгонка индивидуальности воспитуемого в рамки программ, планов, целей и желаний самого воспитателя.

Такого рода подгонку следует понимать как ассимилирующее воздействие. Конечно же, полная ассимиляция никогда не достигается и известны отрицательные стороны и результаты такого подхода. Иначе обстоит дело при воспитательном процессе с чётко налаженной обратной связью. В некотором смысле повторяясь, подчеркнем, что не только родители формируют ребенка и преобразуют его душевную жизнь… но и сами они при этом «имеют шанс» преобразоваться. Ребенок, являясь продуктом воздействия со стороны родителей, проявляет определенную стратегию поведения в их отношении, то приспосабливаясь к их требованиям, то приспосабливая к своим нуждам и запросам поведение взрослых.

Воздействие на социум с целью его ассимиляции и подгонки под свои интересы или миропонимание не такое уже редкое явление в межлюдском взаимодействии. Ассимилируя другого, субъект лишь в той мере принимает в расчёт индивидуальность или собственное мнение партнера межличностного взаимодействия, насколько такое учитывание служит цели его преобразования, перестройки или подавления. Навязывание своей мысли другому, бесконечное настаивание на своем, наказание другого за несогласие и т. п. хоть и может привести к желаемым для воздействующего субъекта результатам подгонки другого под «свое», однако же является деструктивным способом взаимодействия в двух отношениях: во-первых, чем дальше заходит такое ассимилятивное воздействие и чем больше успехов достигает воздействующий субъект, тем более он не прогрессирует; напротив, в нем наступает определенный застой (стагнация) в личностном становлении и параллельно с этим повышается раздражительность, а также ощущение того, что не до конца преодолен барьер индивидуальности другого, тот не полностью «поглощен». Во-вторых, объект воздействия, подавляя в себе импульсы спонтанного самовыражения, постепенно проявляет невротические отклонения, дезорганизацию поведения и неадекватное реагирование, что еще в большей степени повышает раздражительность в воздействующем субъекте. Межличностное общение приобретает характер порочного круга. Неадекватная гиперкомпенсация, патологическая комплиментарность и функционирование по механизму т. н. «двойной ловушки» – его неотъемлемый атрибут. Особенно наглядно это наблюдается в хронически конфликтных супружеских взаимоотношениях.

Преобразовательное воздействие на социум приобретает конструктивный смысл по мере того, насколько интенцией воздействия является не ассимиляция другого, а конструктивное решение определенных жизненно-важных проблем (производственных, бытовых, межличностных и т. д.). Взаимодействующие стороны в таком случае равноправны, воздействие превращается во взаимовоздействие, центрированность на задачу определяет ход дискуссии, преобразование другого сопровождается готовностью самопреобразования, ригидность и связанная с нею авторитарность уступают место демократическому способу общения, партнеры взаимообогащают друг друга в плане духовного роста. Методы социально-психологического тренинга и групповой динамики дают представление о возможностях, средствах и механизмах такого общения. В связи с этим логичным представляется переход на описание стратегии самопреобразования.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ – СТАГНАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОМ И ВНУТРИЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
ТЕМА 22. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
КУЗНЕЦОВА Н.В. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БЕРЕМЕННЫХ
САУТКИНА Е.В. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ: ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНИЯ КАРМАННОЙ КРАЖИ
Преобразования
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДАННЫХ.
Б. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЦИУМА – ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СТАГНАЦИЯ.
Зобнина Психологические механизмы отражения преобразований
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВОСПРИНИМАЕМОЙ ЭНЕРГИИ
2.2.4. СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
Преобразование движений и формы энергии
9.6.2. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫХОДНЫХ СИГНАЛОВ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА В ТРЕНИНГОВЫХ ПРОГРАММАХ
§ 11. Петровские преобразования и психологическое знание о труде
БЕЛЯКОВА М.В. ГЕНДЕРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ВАША ДОМИНИРУЮЩАЯ ФОРМУЛА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ:
Г. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЦИУМА – СТАГНАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ С ДРУГИМИ.
Свойственная индивиду формула преобразования энергии
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Раздел 2. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И АКТИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И СЕБЯ
Добавить комментарий