Причины «ценностной» бессмысленности

К утрате «ценностного» смысла (отсутствию реализуемых активных ценностей) могут вести, кроме «интеллектуальной» бессмысленности, также недостаточная привлекательность (энергетичность) и/или нереализуемость имеющихся ценностей (неспособность их реализовать).

Одна из главных причин «интеллектуальной» бессмысленности — двойственность -разрушает и «ценностный» смысл, делая несовместимыми реализации разных ценностей.

То, что любое явление хорошо в одном и плохо в другом, приводит к тому, что, улучшая одно, ухудшаешь другое. Реализуя одну ценность, «ущемляешь» другую. Например, стремясь к Служению, замыкаешься в себе и своим безучастием к близким делаешь их несчастными. Соблюдая заповедь «возлюби», иногда вынужден преступить «не кради», а иногда — и «не пожелай».

За недостаточной привлекательностью (энергетичностью) пассивных ценностей часто стоит их надуманность. Когда ценность заимствована (кто-то сказал, что ЭТО — хорошо) или нафантазирована, но не пережита лично, не «прочувствована кожей», не выстрадана, мнение о необходимости или желательности ее реализации оказывается очень «теоретическим». Мотивационный потенциал таких ценностей обычно невысок, и любое препятствие останавливает работу по их реализации.

Причины нереализуемости ценности могут быть разными. Во-первых, неумение ее реализовать, например неумение правильно конкретизировать абстрактную ценность и спланировать работу по ее реализации. Так, стремясь к самосовершенствованию, человек придумывает «оптимальную» модель и стремится ей следовать — измениться как внешне (поведенчески, событийно), так и внутренне — переживать только «хорошие», «добрые» чувства, думать только «хорошие» мысли и т.п. Но реализовать абстрактное желание добра в конкретной жизненной программе он не может — его модель, конкретизирующая ценность и намечающая путь к ее реализации, не учитывает всех значимых обстоятельств (например, особенностей своей психики или действий других людей), препятствующих достижению цели.

Изменить одни черты психики нельзя принципиально, другие — нельзя без вреда для здоровья.

Нельзя эмоционального человека сделать спокойным. А подавляя его импульсы к активности, есть риск «добиться» невроза. Психотерапевты и педагоги знают, к чему приводит грубое вмешательство в психику. Цена, которую приходится платить за изменение, оказывается больше «выигрыша».

Но и когда корректировка принципиально возможна, нужно еще суметь ее произвести. Одного желания здесь недостаточно. Надо понимать, что стоит за «хорошими» и «плохими» чертами и как можно их изменить. Перефразируя булгаковского Воланда, чтобы чем-либо управлять, надо иметь об объекте управления сколько-нибудь верные сведения.

Другая причина нереализуемости ценности состоит в неспособности ее реализовать, например из-за своей мечтательности или нерешительности.

С мечтательностью связана еще одна причина «ценностной» бессмысленности -стремление реализовать то, что нереализуемо принципиально. В частности — идеалы в форме существующего в мечтах (например, девушек, «ждущих принца», или юношей, «ищущих принцесс») образа или отвлеченного набора свойств. Так, можно хотеть жить в справедливом, благоденствующем обществе, которое помогает всем его членам раскрывать свои способности и т.д. Единственный недостаток этого идеала в том, что его нельзя воплотить в реальность.

Иногда стремление к реализации идеалов связывают с юношеским максимализмом. Но оно встречается не только в юности. Впрочем, к кризису ведет не само стремление к реализации идеала, а отчаяние от невозможности добиться желаемого.

Январь 24, 2019 Социальная психология
Еще по теме
Причины «интеллектуальной» бессмысленности
Дезориентация и бессмысленность
Бессмысленность - не данность, а наш выбор.
Соотношение «интеллектуального» и «ценностного» смыслов
ПРИЧИНЫ
ПРИЧИНЫ
ПРИЧИНЫ
Причины кризиса
ПРИЧИНЫ ОПУСТОШЕННОСТИ
6.2. Причины и следствия
ПРИЧИНЫ СМУЩЕНИЯ.
Добавить комментарий